Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
10.03.2015
164

7-10.03.2014. Донецк год назад. Кличко, единая Украина, Россия, Путин

7 марта 2014 года новый губернатор Донецкой области Сергей Тарута пообещал Донецку спокойные выходные. По случаю 8 марта они были затяжными, и дончане, уже соприкоснувшиеся с кошмаром русского мира, который постучал в их дома 5 марта, Таруте поверили. Всем хотелось тишины и отдыха от российских туристов. Однако отдыха не получилось. Город все равно жил на грани потрясений.

Губарев будет сидеть!

Это сообщение 7 марта 2014 года смело называли новостью дня, несмотря на то, что появилось оно уже во второй его половине. Шевченковский районный суд Киева постановил, что «народный губернатор» Павел Губарев ближайшие 2 месяца проведет там, где ему и полагалось, - за решеткой. Патриотично настроенных дончан это порадовало. Это было похоже на то, что за сепаратистов наконец-то взялись так, как следовало уже давно.

И хотя уже ближайшее будущее покажет, что судьба Губарева не значила ничего для возможного предотвращения предстоящих ужасных событий, 7 марта маятник жизни Донецка ненадолго качнулся в сторону мира. А признаком этого мира в городе всегда был неспешный ход политической жизни.

Прежний губернатор Донецкой области, председатель Донецкой областной организации Партии регионов Андрей Шишацкий именно 7 марта 2014 года покинул ряды Партии регионов. В соответствии с уставом партии он автоматически сложил и полномочия главы областной ячейки, и Партия регионов, не предчувствуя скорого конца, оптимистично решила уже через несколько дней собраться на свой очередной съезд. На нем собирались избирать нового председателя, даже не подозревая, что все происходящее с «регионалами» - политическая агония.

Новый губернатор Тарута тем временем налаживал контакт с дончанами. Власти города и области, утверждал он, вошли в нормальный ритм работы и жаждут активного диалога с местными лидерами мнений. Тарута хотел разработать план развития региона, призвав на помощь всевозможных активистов. Он был уверен: в регионе будет мир, поскольку в течение последних двух дней власти провели «соответствующие кадровые перестановки» в правоохранительных структурах, поэтому надеялись, что последние, наконец, будут делать то, чего от них ожидает общество. Также руководство региона уповало на судебный запрет на проведение митингов у обгосадминистраций, наивно полагая, что это сможет остановить агрессоров. Последние же о таких решениях даже не были осведомлены, поскольку не скрывали: они – граждане другого государства.

В социальных сетях житель Екатеринбурга Ростислав Журавлев под ником nazbol открыто писал, как он и другие российские наемники взяли штурмом Донецкую ОГА. Он даже не пытался сделать вид, что он коренной дончанин, как это будут делать его земляки, которые придут в Донбасс с войной через несколько месяцев.

Фотографии отсюда: http://pauluskp.com/news/bbaaa5685

И пока власти региона наивно призывали своих сограждан «снизить градус накала в обществе», а Губарева характеризовали, как человека с неустойчивой психикой, граждане соседней страны реализовывали свои планы. К чему эти планы приведут, станет ясно уже совсем скоро. Но пока была весна, и она, к счастью, еще не была «русской».

Донецк – за единую Украину! Пока еще…

7 марта, согласно словам Сергея Таруты, на Донетчине началась работа по формированию мнения, что регион – за единую Украину и за мир. В эту работу должны были включиться мэры городов, бизнесмены, представители общественных организаций и партий. Члены общественного совета при Донецкой ОГА на своем внеочередном заседании заявили о том, что Донбасс выступает за безопасность и стабильность на своей земле.

«Мы выступаем за единую и неделимую Украину. Мы выступаем за свое безусловное право любить и развивать свою Родину и свою страну. Мы выступаем за открытые и добрососедские отношения с нашим соседом – Российской Федерацией. Мы обращаемся ко всем своим братьям с призывом прекратить ненужные распри, о которых завтра никто не вспомнит, и начать самоотверженно трудиться на благо Донбасса и Украины», - говорилось в заявлении. Первым его подписал Тарута.

Он же отметил очевидный факт: никакой проблемы русского языка в регионе нет, а если какой язык и нуждается в защите, так это украинский. «Как это, чтобы гражданин Украины не знал украинский язык? Это стыдно. У нас украинский язык “грязный”, с дополнениями, мы его мало знаем, мы им не гордимся. Это тоже плохо», – возмутился губернатор.

Он же призвал молодежь региона не бояться открыто высказывать свою позицию и бороться за единство Украины. Именно это, возможно, и подтолкнуло дончан на решение провести 9 марта еще один проукраинский митинг. Но уже к вечеру 7-го править бал в центре Донецка снова стали сепаратисты.

Между «Беркутом» и «Альфой»

Полностью презрев упомянутое уже решение суда, сторонники Губарева высыпали на площадь перед ДонОГА, где, ввиду отсутствия нормального повода для митинга, притянули за уши очередной бред. Собравшиеся начали призывать друг друга срочно ехать в соседнюю Макеевку «на помощь» бойцам «Беркута». По их данным, спецподразделение, базирующееся в Червоногвардейском районе Макеевки, якобы «сложило оружие и приняло сторону народа», и за этот смелый шаг его заблокировали бойцы «Альфы». Разумеется, сами правоохранители эту информацию опровергли, как не выдерживающую никакой критики, однако «губаревцы» мусолили ее довольно долго, но освобождать «Беркут» в итоге решили только на словах.

Оставаясь у здания ДонОГА, они ждали, что бойцы спецподразделений, охраняющих это здание, перейдут на их сторону. В эти минуты в центре Киева разбирали баррикады. В Донецке их только устанавливали – тяжелые КрАЗы взбирались на ступеньки облгосадминистрации, проламывая их своим весом…

«Россия» за спиной

8 марта было в Донецке днем кратковременного затишья – в этот день в городе разве что взорвали Кировское районное отделение милиции (местный житель пришел написать заявление на неаккуратных соседей и неожиданно подорвал райотдел, бросив ручную противопехотную оборонительную гранату Ф-1). Три сотрудника милиции в результате инцидента получили ранения.

Но уже 9 марта противостояние возобновилось. Власти города и области знали о планирующемся проукраинском митинге и умоляли горожан в нем не участвовать. Аналогичным образом просили и сепаратистов не выходить на свои бессмысленные акции, но сепаратисты к дончанам отношение имели очень отдаленное, поэтому вряд ли даже слышали эти призывы.

К 15:00 они пришли к Свято-Преображенскому собору, где должны были собраться патриоты, чтобы по возможности нанести последним увечья. В поисках жертв агрессивно настроенные гости из соседней страны в сопровождении дончан курсировали между собором и площадью им. Ленина, периодически выкрикивая: «Россия! Путин!» и при этом соревнуясь, кто крикнет громче и подобострастнее. Кричать было скучно, поэтому периодически участники бродячего митинга ссорились между собой, ища и успешно находя в своих рядах «провокаторов». Всего пророссийски настроенных граждан было около 5-7 тыс., но поскольку агрессия в их рядах зашкаливала, митинг стал быстро редеть – никому не хотелось попадать под горячую и не всегда трезвую руку «соратников».

Поредев до 3 тыс., митинг пророссийски настроенных граждан, не получив возможности сорвать свою злобу на чем-нибудь украинском, вяло притащился к зданию ДонОГА, где от нечего делать поднял очередной триколор. Это туристов не взбодрило, и толпа побрела обратно на площадь Ленина, по пути передумав и вновь подойдя к Свято-Преображенскому собору. Там, к радости сепаратистов, нашлось некоторое количество патриотов, которые не побоялись надвигающейся на них злобы и все же начали свой митинг.

Его отличительной чертой было то, что в этот день там ждали Виталия Кличко. 9 марта он посетил Донецк, где дал пресс-конференцию, заявив, что все происходящее в Донецкой области – это агрессия со стороны России. Он призывал к миру и переговорам. «Мы ожидаем в следующие несколько дней решения сложившейся ситуации», - наивно заявил лидер партии «УДАР». Пока он делал это заявление, агрессор, о котором он говорил, ходил по городу и выкрикивал в адрес Кличко различные оскорбления. Чемпион никак не ответил, хотя на его боксерские таланты многие возлагали особые надежды.

Вместо Кличко ответ держали патриоты, которые все же развернули желто-голубые флаги в центре Донецка. Поступок этот был сродни героизму – акцию охраняло минимальное количество правоохранителей, которые не столько защищали горожан, сколько просили их замолчать. И когда стало понятно, что агрессоров сдерживать уже невозможно, патриоты решили расходиться. Их группки преследовали пророссийски настроенные товарищи, которые бросали им в спины петарды и яйца и кричали: «Позор!», «Путин» и «Россия!». Патриоты еще некоторое время помитинговали у памятника Т.Г.Шевченко (туда подтянулся и Кличко, который безуспешно попытался вразумить пару-тройку сепаратистов) и разошлись окончательно.

Путина звали. Путин пришел

Яркой чертой беспорядков 9 марта можно считать то, что даже на хаотичном и бессмысленном митинге сепаратисты начали все отчетливее звать Путина. Раньше это было не так систематично, но теперь именно к Путину предлагалось обратиться за «помощью» в разрешении сложившегося конфликта.

Не будучи уверенными, что Путин услышит и придет, сепаратисты параллельно надеялись прорваться во власти. Они настойчиво пытались пролезть в кабинеты ОГА, навязывая власти свое видение налоговой политики (80-100% налогов должны оставаться в Донецкой области, считали сепаратисты). Тогда же отчетливо прозвучало требование назначить дату референдума о статусе Донетчины и федерализации Украины, а также было объявлено о решении создать некую инициативную группу, которая якобы будет влиять на работу Донецкого областного совета. Власть безмолвствовала.

На международной арене 9 марта запомнилось заявлением одного из рупоров Путина – спикера Совета федерации РФ Валентины Матвиенко. Она пообещала Украине, что войны не будет. «Сейчас запугивают, что Россия хочет войной пойти на Украину. Это полный бред. Это абсолютно не соответствует нашим настроениям, чувствам сопереживания, той боли, которая у нас есть за украинский народ… Кто бы как не интерпретировал, кто бы как не подталкивал, мы абсолютно уверены, что никогда не будет войны между братскими народами», - сказала Матвиенко.

10 марта в Донецке был очень тихий день. Слова Матвиенко обнадеживали. Казалось бы, Россия успокоила страну, которую назвала братской. Но это были лишь слова. Как бывало уже не раз, и как неоднократно будет впоследствии, Россия соврала.