И снова о «переселенцах». Вернее о вынужденно перемещенных лицах (ВПЛ), как юридически определяет сейчас страна значительную часть своих граждан. Личные убеждения и военные действия заставили покинуть свои дома около 1,5 миллиона человек. Первая волна людей, приехавших из зоны конфликта, очень напоминала этого растерянного Ежика с небольшим узелком и туманными перспективами. Люди уезжали с минимумом необходимых вещей, в надежде на кратковременность и с решимостью скоро вернуться домой.
К сожалению, все случилось иначе. Надежда на скорое возвращение оказалась призрачной. И уже два года длится история постепенно сжимающейся шагреневой кожи правовых государственных гарантий для жителей Крыма и Донбасса.
А что в Основном законе? Там все в порядке!
Конституция Украины в статье 24 определяет: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам».
В реальной жизни за последние два года все чаще проявляются признаки стигматизации. Во многом процесс подогревается из-за культвирования мифов и стереотипов о ВПЛ в информационном поле. Возможно, это кому-то дает определенные выгоды.
Миф-busted или разрушая «легенды»
Выводить такие истории на чистую воду надо, и делать это стоит также публично и настойчиво, как эти стереотипные материалы тиражируются. Иначе все накапливается, прирастает слухами и превращается в основу для социальной напряженности. Без проговаривания и разбора конфликтных ситуаций общество не сможет сохранить единую страну и стать политической нацией.
Для поиска путей стабилизации ситуации в Украине, Европе и предотвращения появления новых точек напряжения была создана общественная организация Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации — международная инициатива ученых, объединившихся для поиска путей решения конфликта на Донбассе.
Один из экспертов Института Роман Прокопенко заверяет, что «сегодня в украинском обществе культивируется несколько мифов, „за ширмой“ которых проводится политика дискриминации вынужденных „переселенцев“. Причем мифы эти не выдерживают никакой проверки».
Так, утверждение о том, что с оккупированных территорий не поступают налоги в украинский бюджет, и поэтому и бюджет ничего не должен выплачивать жителям неподконтрольных территорий не соответствует действительности.
На самом деле составы с продукцией и сырьем ходят через линию фронта регулярно, при этом по большей части не как контрабанда, а с официальным разрешением СБУ, сообщает Роман Прокопенко.
Он рассказывает, что по данным фискальной службы (приведенных порталом «Лига. Бизнес» 22.04.2015) из более 19 млрд грн. налогов, выплаченных за 2014 год, около 52% припадают на предприятия, которые находятся на неподконтрольной стороне.
Кроме того, есть граждане, которые уверены, что большинство населения Донбасса — сепаратисты, поэтому они не заслуживают социальных платежей.
«Особенность правого государства такова, что все граждане, даже серийные маньяки или казнокрады, имеют право на социальные выплаты. Исключение — решение суда по каждому конкретному гражданину. Не может быть огульной дискриминации по месту жительства и никакое отдельное постановление или закон не могут этого изменить», — комментирует эксперт.
Следующий аргумент — Донбасс дотационный регион: сколько заплатил в бюджет — столько и должен получать.
Роман Прокопенко отмечает, что в Украине абсолютное большинство областей — дотационные, при том, что реальные люди и реальные производственные мощности, которые создают блага, находятся за сотни километров от Киева, хотя налоги платят в столице. «В Украине существует 8 офисов по работе с крупными налогоплательщиками, что значительно меньше, чем количество областей. То есть, многие крупные налогоплательщики по умолчанию платят налоги не там, где находятся, и нет смысла даже сравнивать официальные налоговые поступления с дотациями и субвенциями. Серьезные экономисты такими фразами, как „Область Х кормит Украину“ или „Область Х кормится за счет Украины“ не оперируют, это удел популистов или же экономически неграмотных людей», — констатирует эксперт.
Еще одно из юридически неверных утверждений, что согласно законам Украины, платить пенсии надо только тем пенсионерам, которые живут на подконтрольной территории.
Согласно украинскому законодательству, (ЗУ «О пенсионном обеспечении» ст. 85) «Выплата пенсий. Пенсии выплачиваются без учета получаемого заработка (прибыли) по месту жительства пенсионера, независимо от регистрации места жительства».
То есть получение пенсии на карточку, выпущенную отделением украинского банка и зарегистрированную отделением пенсионного фонда на контролируемой территории, является полностью законным согласно Гражданского кодекса Украины (Статья 29. Место жительства физического лица). Это означает, если пенсионер прожил хотя бы один день в городе, в котором оформил пенсионную карточку, то закон полностью соблюден.
Роман Прокопенко резюмирует: «Тот факт, что государство не смогло защитить свои территории от оккупации, не дает права некоторым его представителям дискриминировать граждан Украины по месту прописки».
ВПЛ и Минсоц: «Война миров»?
Отношения ВПЛ с институциями складываются сложно. Существует ряд ограничений, связанных с нарушением избирательных прав, отсутствует системная помощь ВПЛ в обеспечении жильем, социальными выплатами. Разрастается коррупционная составляющая пропускной системы.
Задачи гуманитарной поддержки граждан и выехавших, и оставшихся на неконтролируемой государством территории, решают уже выбивающиеся из сил волонтерские организации, международные фонды и приватные структуры.
Теперь ко всем «прелестям» добавилось и огульное обвинение почти миллиона граждан в мошенничестве. Государственные институции, призванные соблюдать законные права налогоплательщиков, по сути, инициируют массовую дискриминацию граждан Украины по месту проживания.
Руководитель Минсоцполитики Павел Розенко на пресс-конференции заявил, что по закону помощь для вынужденных переселенцев могут получать только вынужденные переселенцы, то есть те, кто выехал на территорию, контролируемую украинскими властями, и кто зарегистрирован в соответствующем порядке. «Нравится это кому-то или нет, но мы должны и будем жестко придерживаться этих правил», — отметил министр.
Правозащитники разделяют точку зрения министра по поводу целевых выплат направленных на помощь в аренде жилья (884 грн/месяц для пенсионеров и несовершеннолетних и 442 — для работающих граждан) для ВПЛ.
Однако, юристы обращают внимание, что совершенно недопустимо лишать социальных выплат на детей, инвалидов и пенсий на основании того, что граждане Украины проживают на оккупированных территориях. Это не законное основание, по законам Украины — это признаки массовой дискриминации граждан Украины по месту проживания.
Европейский суд принял сторону пенсионера
Заявления руководителей Минсоцполитики и СБУ лишить около 350 тысяч граждан социальных выплат комментирует Наталия Целовальниченко, юрист Донецкой областной организации «Комитет избирателей Украины», руководитель ОО «Луганской правозащитной группа».
«Нарушение конституционного правового поля относительно граждан Украины, которые являются ВПЛ или мирными жителями неконтролируемых Украиной территорий является тем негативным явлением, ставит под сомнение европейский вектор развития нашего государства, дает основание для привлечения государства к юридической ответственности», — говорит правозащитница.
Прецедент такого привлечения уже существует. Это решение Европейского суда по правам человека «Пичкур против Украины» от 11 ноября 2013 года, по которому государство было признано нарушителем прав человека (право собственности, запрет дискриминации) из-за отказа Пенсионного Фонда Украины выплачивать пенсию гражданину Украины, который выехал для постоянного места жительства за границу. Заявителю — украинскому пенсионеру, который жил в Германии, была выплачена вся задолженность и компенсация в размере 5000 евро.
Подытоживая, хочу привести слова эксперта Романа Прокопенко: «Дискриминация — это не просто проблема, а преступление. Правительство, пропагандирующее и практикующее дискриминацию — преступно. Не думайте, что государственная дискриминация ограничится жителями Донбасса. Если общество не станет сопротивляться, они неизбежно пойдут дальше».