Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
18.07.2016
635

Непобедимые

Эту книгу следовало бы назвать «Книгой о настоящих донецких». Так охарактеризовал новое издание с историями переселенцев под названием «Знедолені? Нездоланні!» один из его героев, донецкий журналист, редактор газеты «Донеччина» Игорь Зоц. Книга была опубликована Институтом демократии им. Пилипа Орлика* и рассказывает об историях обычных людей, покинувших Донецк после начала войны, но научившихся жить без него. Жить и обогащать собой всю Украину.

Открытие Украины

В книге — 15 очерков. Это — истории переселенцев, которые смогли найти себя на новом месте. По сути, это «учебник» о том, как начать жизнь с нуля на новом месте. «Они основали бизнес или создали общественную организацию, ведут общественную деятельность, работают, как волонтеры. Фактически — они предлагают помощь для местных громад, являются для них новой энергией», — рассказала исполнительный директор Института демократии им. Пилипа Орлика Светлана Еременко.

По ее словам, переселенцы не хотели быть бременем для Украины. Они открыли ее в себе, и зачастую они смогли это осознать и сохранить себя лишь после того, как покинули родные места. Речь идет не только о тех, кто приехал из оккупированных Луганска и Донецка. В книге затрагиваются также истории крымчан, вынужденных покинуть свою родную землю после аннексии полуострова Россией.

«Они строят новую Украину вместе со всеми нами», — говорит Светлана Еременко.

Лекарство от депрессии

Сама идея публикации такого издания возникла после того, как Институт демократии провел ряд круглых столов, посвященных проблемам коммуникации и информационного доступа в разных городах Украины. Тогда выяснилось, что об успешных переселенцах пишут очень мало, хотя их истории крайне важны. «Эти истории станут примером для тех, кто находится в депрессии, кто еще себя не нашел, кто сомневается», — заявила Светлана Еременко.

Один из таких примеров — история руководящего партнера группы компаний KDU-realty group Елены Маленковой. Она сама помогла многим переселенцам, а также смогла построить и свою жизнь с нуля. Елене и ее семье пришлось бежать из Донецка, и на сборы у них был всего один день. 29 мая 2014 года они покинули город, и возможности вернуться в него у них нет. «Мои родители похоронены на горловском кладбище, и я третий год не могу приехать к ним на могилы, потому что я — не въездная в Донецк. Но спасибо моим родителям за то, что я могу находиться в депрессии не больше трех часов. Это генетика», — говорит переселенка.

По ее словам, главной задачей на новом месте было «взять себя за шкирку», вытащить себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен, и начать работать. Елена Маленкова и ее семья переехали в Киев, где «работы много». «Стал вопрос о том, что надо что-то делать. Мы произвели слияние двух компаний и сразу начали работать. У меня сразу не было мысли о том, что кто-то что-то мне должен, что государство что-то мне должно. Мы — взрослые, самодостаточные люди, с мозгами. Весь мой „арсенал“ — только в моей голове», — рассказывает она свою историю. По ее словам, тем, кто перевозил из Донецка свое производство, было сложнее: им пришлось вывозить огромное количество оборудования и техники, она же уехала фактически только с идеями и проектами.

«Если сидеть и набивать только себе карманы, можно сойти с ума. Есть много людей, которым нужна наша помощь. В частности, наша армия. Практически все заработанные деньги в течение первого года мы отдавали ей. Сейчас мы продолжаем помогать», — добавила переселенка.

Сейчас она готовит проект по созданию социального жилья для ВПЛ. И хотя он движется очень тяжело, она с партнерами продолжает «пробивать лбами стены». «Тот, кто сам не требует помощи, должен помогать другим», — считает Елена Маленкова.

Слезы сильных людей

По словам редактора-составителя книги «Знедолені? Нездоланні!» Ирины Черниченко, авторы очерков очень тщательно отбирали своих героев для публикаций. «Человек, который знает, ради чего жить, выдержит любое „как“», — заявила она. Эти истории — пример того, как можно выдерживать. В книге собраны рассказы о предпринимателе Алесандре Добром, переехавшем в Краматорск и заново начавшим свое дело, о волонтере Дарине Левчук из Луганска, которая ставит на ноги бойцов, побывавших в АТО и проходящих лечение в Киеве, о дончанке Марине Поповой, перебравшейся в Харьков… Есть истории о переселенцах, которые после переезда открыли предприятие по помощи незрячим людям по всей Украине, о предпринимателях, о музыканте, которая после переезда работала дворником, чтобы выжить, но потом вернулась к профессиональной деятельности. «Эта метла — как временная аскеза», — рассказывает Ирина Черниченко.

Все истории очень емкие и очень трогательные. При том, что все они оптимистичны, в каждой из них рассказывается о таком многогранном повседневном героизме, что слезы сдержать нельзя, даже слушая отрывки. На презентации книги Елена Маленкова, которую называют очень сильной все, кто ее знает, по ее же собственным словам, не смогла не заплакать. Потому что истории переселенцев — это то, что всегда задевает. Даже если ты уже давно научился жить.

«Это люди, которые не сломались под давлением обстоятельств, когда их выбросили из дома. Это всего лишь маленький срез, но таких историй намного больше — о людях, которые развенчивают миф о „донецких“», — считает журналист Игорь Зоц. Он также борется и после отъезда из Донецка продолжает издавать свою газету. Иногда за свой счет.

Игорь Зоц уверен: книга «Знедолені? Нездоланні!» — это попытка достучаться до власти, которая не понимает проблем тех, кто утратил все. «Важно не только вернуть нашу территорию, но и укрепить страну», — говорит он.

Укрепить страну помогут именно переселенцы. Безусловно, не только они, но именно люди, скрывающиеся за аббревиатурой «ВПЛ» — важное звено в этом деле. Не столько потому, что они сильнее других, сколько потому, что они уже столкнулись с полным крахом, но смогли восстановить себя из руин.

Непобежденные — это о них. И их истории — это не повод для слез (хотя и он тоже). Это еще и урок. Если смогли они, значит смогут и другие. Сами переселенцы говорят, что не собирались быть для кого-то примером, и все же стали им. Для многих пока еще невидимым, но очень мощным. Они не обращают внимания на недоверие, не слушают надуманных обвинений, которые иногда сильно ранят, не говорят о себе, когда можно промолчать (и даже тогда, когда нельзя). Они просто продолжили жить. И даже если в этом не видно героизма, это все равно очень достойный шаг. А достоинство — то, на чем можно строить любой мир.

* Издание опубликовано при поддержке Интерньюз-Европа в рамках проекта Интерньюз в Украине.