«Подарки», которые были розданы детям Донецка от «властей» «ДНР», дончане назвали «конфетами б/у». Они и правда часто выглядели так, как будто их кто-то уже ел. Но дело даже не во внешнем виде, а в том, что и сами эти конфеты, и «празднования», и подход к их организации зачастую выглядели сплошным унижением. Как будто праздновали другие, а дончанам остались крошки, случайно упавшие с чужого стола. О таких ощущениях они и пишут в своих постах о новогодних каникулах, которые еще долго будут продолжаться на временно оккупированной территории Донецкой области.
Без врачей, без зарплаты
Длинные каникулы всегда были радостью для Донецка. Не выходить на работу 7, 10, 12 дней — да это же дополнительный повод для праздника! Но сейчас вроде и повод снова есть, а с праздником сложилось не у всех. Каникулы, продленные до 9 января, а в некоторых учреждениях (например, в школах) — до 16-го — это время, которое жителям Донецка придется провести без оплаты труда. В условиях бедности, коснувшейся многих семей, это очень тяжелое испытание.
Более того, полмесяца на каникулах — это серьезный риск. В оккупированных городах Донецкой области на новогодние «каникулы» отправлены все врачи. И это значит, что люди фактически остаются без помощи.
«Звонили из #Торез'а, поликлиники до 9-го не работают, будут дежурить врачи по очереди. Такое первый раз за всю мою практику. Экономия денег», — пишут местные жители.
«Крик о помощи! Из-за новогодних праздников лежачая больная с сильнейшей болью в спине (причина еще не выяснена), итого она с 30 декабря оказалась без помощи, ближайшая запись на анализ МРТ поясничного отдела только на 9 января. Проблема усугубляется онко-диагнозом другого органа. Помогите найти телефон врача, которому я могу позвонить СЕЙЧАС, а не после праздников, чтобы проконсультироваться по поводу обезболивающих. Скорая помощь отказывается нам помочь», — рассказала также жительница Донецка.
Даже поклонник «ДНР» Александр Болотин в ответ на этот пост высказал свое возмущение. «Весело у нас медики работают… ВЫХОДИТ, ЧТО ДО 9 ЯНВАРЯ в Донецке можно спокойно умереть… Гуляем», — пишет он.
Донецкий Новый год…
И все же дончане праздновали, причем праздник в Донецке имел два лица. С одной стороны — оккупационный Новый год. Это Новый год с унизительными подарками.
Детям вручали потрепанные целлофановые кулечки с горстью сосательных конфет, задубевшим от старости печеньем и яблоком.
«Подарки» были строго регламентированы. Их имели право вручать только «власти», никому другому, даже группировкам, лояльным боевикам, это не дозволялось. От ворот поворот получили, например, местные коммунисты. С подачи своих коллег из России они привезли какие-то подарки, которые у них отняли, заставили выбросить пакеты с коммунистической символикой и роздали детям «от имени» «главы» «республики».
Что же касается «подарков» от главарей боевиков, то они были просто ужасны, писали дончане. «В пакетах как „на поминки“… когда жрете говорите :"царство небесное нормальной жизни»», — возмущались они. «На развес б/у упаковки, со своими кульками», — описал местный житель «подарки» от одного из главарей «ДНР» Дениса Пушилина.
Другое унижение — сами праздники для детей. В Горловке маленьких зрителей открытия елки поделили на несколько сортов: «правильным» давали подарки, «неправильных» грубо отпихивали. В Донецке детей согнали на елку от «главы республики». Развлекли, а потом вытолкали раздетыми на мороз. «Йолка захараста-пародия на сказку 12 месяцев, бред как и длнр. По окончании детей вытолкали-оденетесь в автобусах. Вокруг полно вооруж орков», — написал местный житель.
…И украинский донецкий Новый год
Но на фоне всего этого было и второе лицо. У оккупированного новогоднего Донецка были украинские глаза. Их пытались сделать слепыми — примерно в 23:45 31 декабря некоторые провайдеры ограничили для пользователей доступ к интернету, чтобы они не смогли посмотреть новогоднее выступление президента Украины.
Но дончане не огорчились. В 00:00 они устроили салют в знак празднования Нового года по киевскому времени. «С Новым годом 2017. В Донецке в 01−00 по Киеву салют бахал намного круче и больше чем в 00−00 по Москве. Есть наши в Донецке и много!» — писали дончане.
«Наших» больше, чем кажется. Потому что есть люди, которые вот так украшают свои елки:
Новогодние реалии Донецка
До оккупации город едва ли не в ноябре преображался и становился маленькой локальной сказкой. Но теперь Донецк новогодний на фото выглядит темным. Общая серая картина, и в середине — светящаяся точка.
Фото этой машины — символ самого города. В центре — сияющая елка и витрины. По окраинам все та же серость и иногда абсурд.
«Ползли сегодня в 5 утра домой. Возле ларька стоял мужик в костюме Санты со спящим дитем на плече и пил из пласт. стаканчика коньяк», — описал конец новогодней ночи дончанин.
Но все же даже ярые сторонники «ДНР», украшающие елку вот так…
…признают всю невыносимость и праздников, и жизни «в стиле „ДНР“». Они давно не фанаты России
…И продолжают все более открыто писать то, что они думают о «республике».
Эта надпись сделана в лифте. «Самое независимое средство массовой информации» в Донецке, шутят горожане.
Изоляция тупика
В ответ на пропагандистские уверения о том, что у дончан все в порядке, сами дончане пишут, что они просто остались в изоляции. Изоляции тупика. Слово им самим. И это — цитаты исключительно сторонников «ДНР».
«Стало предельно ясно, что Россия пришла в Донбасс навсегда и уходить не собирается- как в Приднестровье, Осетию. Главное каждый день каждый час каждую минуту повторять Народу одно и то же. Тогда народ на черное будет говорить белое. Коммуналка это такое дело что поднимут в МИГ как проезд в транспорте в маршрутках. Давайте представим что все пенсионеры стали получать одну пенсию только Донецкую. Интересно выживут ли ОНИ на одну пенсию. Главное сможет ли Донецк выжить при НЕ ПОСТАВКЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ С РОССИИ???».
«С паспортом днр кроме как в Россию и Луганск не поедешь».
«Но чем гордиться нам? Тем что путешествовать мы можем только по России и нигде более (с паспортом ДНР) Что получив номера ДНР мы не сможем больше никуда поехать кроме России. Но почему дончане до войны в любой стране мира чувствовали себя комфортно с паспортом, водит. правами и гос. номерами личного авто, а сегодня ограничены территорией ДНР, ЛНР и России и стали людьми второго сорта».
«Где кроме России признают документы ДНР? Почему дончане должны смириться с ограничением в передвижении по миру? Почему мы должны жить как решит Путин или как захочет Захарченко? Почему должны молчать и терпеть их беспредел?».
«Как жить в гетто и этим гордиться».
Сразу после Нового года «праздник» в Донецке резко закончился. Уже на следующие дни боевики провели «отработку», начав отлавливать нарушителей комендантского часа еще до того, как этот комендантский час наступил.
Не успев даже осознать вкуса праздника, дончане снова вернулись к своим будням. А их вкус в них въелся слишком сильно, некоторые боятся, что его уже ничто не перебьет. Но они все еще борются.
Временное явление
Местная жительница по имени Надежда написала DonPress, что не стоит думать, будто в городе полный мрак. «Каждый смотрит на Донецк через призму своих восприятий, своего отношения к новой власти. Кто-то очень радикально настроен, его раздражает любая мелочь, а кому то фиолетово, он приспособился и продолжает жить своей обычной жизнью. Я, например, просто абстрагировалась от происходящего вокруг и уже не замечаю этих плакатов, флагов. Нет, я их конечно вижу, но они меня больше не бесят, рассматриваю это как временное явление», — говорит она.
Надежда отмечает одну очень печальную тенденцию: из горожан изо всех сил «выдавливают» патриотизм. Учителям дали указание (а те, в свою очередь, переадресовали его учащимся) проверить все тетрадки, дневники, книги и вырезать оттуда украинскую символику. Из школ исчезли портреты Шевченко и Франко. На «городские праздники» учителей и детей сгоняют насильно. Жить в такой атмосфере тотального давления пропаганды и антипропаганды очень тяжело. Но многие живут и находят в себе силы разбавлять мрачные краски.
Некоторые даже изыскивают способы, чтобы ненадолго приехать домой. По словам Надежды, людей перед праздником в городе стало ощутимо больше, и в конце декабря дончане даже… стояли в пробке. Потом, возможно, часть из них уедет, но те, кто привык не сдаваться, сохранят это чувство: светлого Нового года и светлого города, который просто временно носит чужую одежду. Когда-нибудь он вернется к своему настоящему стилю.
В Донецке все еще есть те, кто этого ждет.
В Донецке все еще есть те, кто знает истинное лицо города и хранит его, чтобы потом воссоздать.
В Донецке все еще есть те, кто знает, какое желание нужно загадать, расставаясь с прошлым. Именно его они и загадали. И если многие желания часто остаются без ответа, это звучит так горячо, что его невозможно не услышать.