Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
18.01.2017
1977

П — Прозрение. Донецкий алфавит (часть 1)

Новая тенденция в «ДНР» — все более открытое, все более явное, все более сильное недовольство. Местами это возмущение, местами разочарование, а иногда — откровенная ненависть. И уникальность этой тенденции не в том, что недовольство проявляют не патриоты Украины, вынужденно оставшиеся в оккупации (хотя и они тоже). Теперь своими «защитниками» недовольны те, кто еще вчера их любил.

Еще полгода назад эта тенденция не была такой явной. Поклонники «ДНР» «республику» старались не критиковать. Но примерно с лета все начало меняться настолько, чтобы, наконец, стать заметным. Недовольные голоса зазвучали в трамваях и сберкассах, разочарование засквозило в ранее слащавых пабликах соцсетей, в которых еще совсем недавно писали про «наших ребят». К зиме его стали высказывать открыто: под реальными именами и фото.

Со стороны кажется, что недовольных голосов не так и много, и люди, одураченные пропагандой и сломленные жестким противостоянием оккупантов, все еще молчат. Более того, со стороны не очень-то верится в саму возможность какого бы то ни было прозрения. Но стоит просто собрать мнения разочаровавшихся хотя бы за последний месяц, и станет видно: их много, очень много. Дончане настолько устали от «ДНР», что молчать они больше не хотят.

З — злость

Сегодня в Донецке есть недовольные (их большинство, но оно еще склонно «немного потерпеть), а есть злые. Их меньше, но именно они терпеть больше не собираются. Злые — те, кому казалось, что он любит «республику», но любовь прошла от столкновения с реальностью. Кому-то не дали зарплату, кому-то жестко отказали в помощи, кого-то положили лицом в землю при «проверке документов» на новогоднем корпоративе, у кого-то вымогали взятку в «ГАИ».

Злость рождается в бытовых мелочах, но именно после грубости, цинизма и несправедливости она становится открытой. Что не устраивает дончан, поверивших в «республику»? Их не устраивает все. Во-первых, подачки, которые они получают от «властей». «Давайте представим, что все пенсионеры стали получать одну пенсию только Донецкую. Интересно выживут ли ОНИ на одну пенсию. Главное сможет ли Донецк выжить при НЕ ПОСТАВКЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ С РОССИИ??? Спросите у знакомых налоговиков сколько собирают налогов с Донецкой полу области и перекрывают эти налоговые сборы ПЕНСИИ и ЗАРПЛАТЫ бюджетникам??? Если не перекрывают вопрос откуда берутся деньги??? Откуда они завозятся??? А если этот завоз прекратят??? Или же сократят??? Полная зависимость от другого государства. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НЕТ», — сердится поклонник «ДНР».

Во-вторых, многих любителей «республики» не устраивает тотальное вымогательство: боевики не дают им спокойной жизни и постоянно пытаются вытащить у них деньги. Отличный повод для этого — комендантский час. Еще до его наступления по оккупированным городам невозможно передвигаться вообще, пишут недовольные поклонники «ДНР». «Силовые структуры потеряли берега. Паспортный контроль больше напоминает облаву. Причем представители комендатуры частенько нарушают свои полномочия», — возмущен один из них.

По его словам, если дончанин решится выехать на своем личном авто в вечернее время — ближе к 21−22:00, его обязательно ждет остановка с вымогательством. «В „удачные“ дни за час-полтора можно нарваться на три-четыре, а то и пять проверок», — ругается автор. Он констатирует: боевики и их пособники просто «трясут» из мирных жителей деньги — «республике» они «очень нужны».

Еще один повод для злости — пренебрежительное отношение боевиков к своим же поклонникам. «Защитники» пиарятся на выдаче «паспортов», например, актеру Ивану Охлобыстину, но совсем не спешат их выдавать преданным сторонникам, которые уже давно встали в очередь на получение «документа» и обижаются, что их игнорируют.

Наконец, поклонники «республик» злятся потому, что их жизнь стала непосильно тяжелой. Даже бывшая и. о. «министра информации» «республики» Марина Бережнева выразила недовольство наличием «границ», которые появились при оккупации. Она возмущена: у нее не получилось купить молока луганского производства, так как его на временно оккупированную территорию Донецкой области не пропустила некая «таможня». «Блин, я ничего не понимаю, может скоро у Яценюка будем просить сетки-рабицы, от Луганска отгораживаться?» — пишет бывший «министр».

Ее собеседник охарактеризовал ситуацию кратко: «Дебилизм полнейший». Еще один комментатор назвал «властей» «республики» «позорниками». «Хотели убрать одну границу, а достигли того, что получили три границы», — сетует Бережнева.

Ц-цинизм

У поклонников «ДНР» есть поводы сердиться. Сердце, отданное «республике», оказалось не гарантией того, что оно будет ей ценно. Как в смысле метафорическом, так и в прямом — если вдруг это сердце вполне осязаемо заболит. На Новый год «власти» «ДНР» устроили жителям шокирующий «подарок» — отправили в бесплатные отпуска всех врачей. В итоге сторонники «ДНР» с ужасом осознали, что не могут дозвониться в скорую или вызывать участкового на дом. «Звонили из #Торез'а, поликлиники до 9-го не работают, будут дежурить врачи по очереди. Такое первый раз за всю мою практику. Экономия денег», — шокирован один из местных жителей.

Лежачие больные? Обязательные уколы? Плановая госпитализация? Нет, не слышали. «Крик о помощи! Из-за новогодних праздников лежачая больная с сильнейшей болью в спине (причина еще не выяснена), итого она с 30 декабря оказалась без помощи, ближайшая запись на анализ МРТ поясничного отдела только на 9 января. Проблема усугубляется онко-диагнозом другого органа. Помогите найти телефон врача, которому я могу позвонить СЕЙЧАС, а не после праздников, чтобы проконсультироваться по поводу обезболивающих. Скорая помощь отказывается нам помочь», — возмущалась жительница Донецка.

Даже известный поклонник «ДНР» Александр Болотин решился высказать свое принципиальное возмущение. «Весело у нас медики работают… ВЫХОДИТ, ЧТО ДО 9 ЯНВАРЯ в Донецке можно спокойно умереть… Гуляем», — пишет он.

«Со скорыми тоже что-то не то на эти праздники. Как вызывали и сколько ждали скорую к больному с бронхо-статусом, зашкаливающей гипертензией, и мерцательной аритмией (состояние для немедленной реанимации вообще-то) писала вчера Лавриненко, всем миром оказывали консультативную помощь, чтобы додержать человека до приезда скорой», — добавила другая сторонница «ДНР».

Б-будущее, которого Н-нет

Мнения поклонников «ДНР» показательны, но еще показательнее — слова самих боевиков. А те уже не стесняются открыто говорить, что будущего у «республики» нет. По словам одной из сторонниц «ДНР», она слышит от «военнослужащих» слова: «Если бы знал, что тут так все будет, то в 14-м году воевать не пошел». От этого, по словам поклонницы боевиков, у нее «мороз по коже».

Этот «мороз» рождает просто ненависть в адрес «властей» «республик». По словам недавних сторонников «ДНР», главари боевиков тратят «десятки тысяч долларов» на пропаганду, а в это время люди голодают. «Если у некоторых б***ть уже живот до носа вырос — то вы мрази», — пишет одна из бывших поклонниц «ДНР».

«Просто не могу иначе реагировать на старых людей, которые рассказывают, что не могут купить ОДИН банан и колбасу, и сидят на Мивине», — добавила она.



Выступающий за «республику» пользователь соцсетей Александр Смекалин обвинил главаря боевиков Александра Захарченко в популизме. «Тыл абсолютно ничем не обеспечен, промышленность мертва, граждане не обеспечены самым необходимым, инвалиды отдают государственные пособия (пенсии) за лекарства и коммуналку (если у кого хватает), гуманитарка годами „висит“ в торговых точках, без элементарной аргументации растут цены и тарифы на товары и услуги, в армии „мертвые души“», — описал Смекалин ситуацию в «ДНР».

При этом она заявил, что Захарченко в таких условиях «грабит народ ради похорон своего друга и бесконечных праздников». «Это, пожалуй, все, на что сейчас способен лидер, оставшийся без команды», — резюмирует поклонник «ДНР».

Сторонники «республики» обижаются, что их превращают в «бесправное быдло» (их собственные слова), и относятся к ним соответственно. Это касается, например, вопроса перерегистрации автомобилей. «Понаклеили плакатов по всему Донецку, мол, нужно идтить регистрировать… не сделав условия для прихода туда человека… (Человека, а не быдла бесправного…, которое целый день там в очереди должно стоять, да еще и права не получив», — возмущается один из поклонников «ДНР».

Другой пишет: жители «республики» стали «злыми и жестокими», и обусловлено это тем, что «экономика их домов разрушена, хорошие друзья убиты, некоторые покалечены, а часть уехала». Их не уважает собственная «власть» и собственные «защитники», их унижает Россия, а ее чиновники относятся к ним подчеркнуто свысока. «Мы должны радоваться тем клоунам, которых нам кураторы поставили?» — пишет один из участников обсуждений.

П-Протест?

В социальных сетях анонимные комментаторы, все еще ожидающие Украину, описывают свою жизнь в «республике» в мрачных красках.

«ДНР- це коли біля Амстора в обід стоїть три авто, а в середені працює одна каса і немає черги», — пишут они.

«Печальная вата, которая отправила детей в расию заявила мне что помощь переселенцам оказывает только Украина и Беларусь, а расия нет. П-Прозрел», — добавил другой автор.

«Такие идейные строят рИспублику. Но почему-то даже МГБшники хотят получить для своих новорожденных детей документы UA образца», — иронизирует еще один дончанин.

Даже слова патриотов уже не так показательны, как возмущение и обида тех, кто еще вчера верил в «ДНР». Бывшие поклонники «республик» не молчат. Они не спорят. Не возражают. Они… борются. Очень странное слово, которое в данном контексте очень непривычно звучит. Это довольно неожиданный шаг, но да: они его пытаются делать. Их нога еще зависает в воздухе, но они уже готовы.

В Енакиево ветераны отказались фотографироваться с символикой #ДНР.

13-летний подросток в своем юном возрасте назвал «ДНР» болотом и начал думать, куда поступить, чтобы из нее сбежать. «А еще недавно у него на стене висели картинки с дыр. символикой)», — рассказал дончанин — дядя этого подростка.

Заявления и посты в соцсетях, ругань в троллейбусах, открытые лица и имена под возмущенными заметками, а главное — молчание в ответ на иронию патриотов, — все это уже не скрыть. Иногда еще кажется, что всего этого нет. Многие в это не поверят даже после всех цитат и примеров. Но примеры эти множатся, просачиваются повсеместно. И особое значение имеет адресант протеста: не те, кто и раньше был против, а те, кто раньше был за.

Первым до сих пор есть, что терять, и они восстанут не сразу. Вторым терять нечего. Они потеряли вначале мечту, потом деньги и благополучие, потом право на уважение. Нащупывая руками пустоту вокруг себя, они постепенно становятся очень сердитыми. Конечно, обвиняют в этом они не себя, а по привычке других — Россию, «власть», боевиков (и в этом есть резон). Но именно на таких ростках обычно и вызревают бунты. Вот чем важна эта тенденция. Тот, кто сильнее всех показывал лояльность, быстрее всех отвернется.

Они не чувствуют себя преданными. Не чувствуют себя униженными. Не чувствуют себя оскорбленными. Они чувствуют себя никем. И это их вначале обескуражило, а теперь злит. Эта злость благодатна, потому что, может статься, что на ней вырастет сила, которая и сметет то, что сломало этим (и не только этим) людям жизнь.

Все чаще опечатываясь в своих постах, они пишут вместо «ДНР» слово «ДНО» (буквы рядом, ошибиться несложно). Но опечатку редко исправляют. Даже если «ДНО» — это ошибка, никому не хочется быть на нем всего лишь осадком.

Уже очень сильно не хочется.