Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
03.10.2016
619

«Праймериз» по принуждению? Голосование глазами дончан

Полупустые участки. Свезенные для голосования бюджетники и обманутые пенсионеры, которые пришли «добровольно». Попытки заманить голосующих едой и угощениями. Такими увидели «праймериз» дончане. Все это — их собственные оценки, и в течение вчерашнего дня они много раз высказали свое истинное отношение к «выборам» как в виде насмешек в соцсетях, так и в виде тотального игнора процесса голосования.

Безусловно, голосующие на участках были. Однако их было не так много, как об этом заявляют «официальные» отчеты. Выглядели участки откровенно полупустыми, а комментарии к таким фото демонстрировали: дончане не собираются принимать участие в фарсе. Часть из них писали, что были вынуждены прийти на голосование, поскольку их принудили к этому работодатели. Но даже в этом случае «избиратели поневоле» писали: «праймериз» — обман, результаты которого срежессированы.

«Жуткая истерия»

Реальное отношение дончан к голосованию проявилось еще до дня Х. В социальных сетях издевались над приглашениями на «праймериз» и искали поводы не пойти на выборы, даже если заставляет руководство. «Приглашения на посещение „праймериз“ разбросаны по полу в подъезде — до почтовых ящиков не донесли», — писали пользователи. Такая картина была достаточно распространена.
Листовки с приглашениями, по словам местных жителей, просто выбрасывались, а агитация, наклеенная на стены домов и столбы, безжалостно срывалась. Один дончанин в ответ на вопрос о том, зачем он срывает рекламные плакаты, пошутил, что «хочет перечитать их дома». До дома агитация не добралась — сам автор сообщения признался, что выбросил ее в первый же мусорник.

Дончане утверждали: на «праймериз» идти они не хотят. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Луганске. «Инсайд: провели опрос — на праймериз ЛНР забьют 90%. Загоняют бюджетников, чинуш, пенсов. В общем: ИДИТЫНАХ**ЙКОЛЫВАНСОСВОИМИХ***ЙМЕРИЗ», — писали пользователи. «Я бы даже сказал 95%)) и без опросов ясно было)))))», — написал другой комментатор. «Так пыжатся) В СМИ жуткая истерия о праймериз) Сно***ют всех бюджетников и пенсов) Идиоты)», — добавил еще один участник беседы.

Перечисленные категории граждан — бюджетники, чиновники, а также студенты были вынуждены идти на выборы по разнарядке от руководства. Пенсионеры шли «относительно добровольно» — перед «праймериз» прошли разнообразные «ветеранские встречи», участникам которых провели соответствующую «обработку». Многие прислушались к призывам и решили все-таки «выполнить гражданский долг». Более того, дончане отмечают: старики шли на выборы еще и потому, что чувствуют в себе выработанную еще в советском прошлом «гражданскую ответственность» — если голосование объявлено, значит надо идти.

Принудили к голосованию также всех больных, находящихся на стационарном лечении. «#Донецк дерматовенерологический диспансер: „проголосовали“ 124 „лежачих“ больных: то есть, все койки (130шт.) заняты неходячими! :)))» — позднее писали пользователи.

Оккупанты, по их словам, отчетливо понимали, что добровольных голосующих будет мало. Поэтому им ничего не оставалось, как сгонять хотя бы тех, кто не посмеет отказать. «#ДНР #Донецк бюджетникам приказ: завтра быть на праймериз!» — сообщали пользователи. В связи с этим многие из потенциальных «подневольных» стали искать повод правдоподобно отказаться от участия в голосовании.

«Забей»!

Среди основных «отмазок» от голосования в Донецке лидировали призывы сказаться больными. «С желудком нелады, нога болит, простуда — любая отмазка хороша не пойти», — отмечали участники обсуждений. «Не ходіть! Скажіться хворими, або трубу прорвало, або ще щось», — посоветовал еще один комментатор.

По словам дончан, главной задачей было запереться дома и никому не открывать дверь. Во-первых, «в гости» могли нагрянуть «агитаторы», которые требовали бы пойти на «праймериз». Во-вторых, могли прийти «от начальства» — с тем же требованием.

По сути, ничего не стоило пойти и проголосовать, выборы-то все равно «не настоящие». Однако жители Донецка и Луганска рассудили, что участие в них — это просто игра на руку оккупантам. «Тільки повний ігнор цього неподобства!!! Бо, їм упирям, важлива картинка для ТВ!!!» — писали пользователи. «Обсе будут смотреть сколько людей пришли голосовать, чтобы выяснить насколько поддерживают республику. Для проукраинских там нет вариантов ответов. Поэтому лучше вообще игнорировать», — считали дончане.

Более того, многие из них беспокоились, что участие в «праймериз» впоследствии может привести к проблемам для них: пользователи опасались, что их имена станут известны СБУ, и их могут ждать какие-либо санкции. Иметь проблемы не хотел никто.

«#Донецк Никто из ватных знакомых на «праймериз» не идет. Причины от «меня потом арестуют в Украине» до «там и так все как надо нарисуют», — написал местный житель.

«Поговорил с местной ватой на районе, на праймериз не пошли, боятся что потом к хунте за пенсией, социалкой, жратвой и документами не пустят», — добавил еще один комментатор.

Избирательный тур

В итоге в день голосования участки поразили даже сторонников «республики» необыкновенно малым количеством желающих проголосовать. Число их было настолько ничтожно, что оккупанты даже начали свозить на участки подневольных избирателей: по словам очевидцев, создавать иллюзию массовой явки в Донецке должны были… жители Горловки. «Шесть часов утра, чтобы меньше видели, погрузили Горловских бюджетников возле мебельного города в автобусы и повезли на Донецк. П-Ху**мериз», — написал пользователь.

При этом перед отправкой в Донецк горловчанам сообщили, что они пробудут там целый день. Дончане предполагали: планируется неоднократное голосование свезенных «избирателей» на разных участках. В качестве оплаты — обед. «Вас там один раз покормят, но деньги берите, можете проголодаться с 8 и до 8. Дома будете часов в десять вечера», — обещали «голосующим».

Но даже с «привозными гостями» явка не была ошеломляющий. «Я больше часа шатался под двумя „избиральнями“ — за это время насчитал примерно 50 „праймеризнувших“ пенсионеров», — рассказал местный житель.

«Возле Альткома привезли толпы идиотов — типа голосовальщики… Стоит с 10-к белых автобусов… Видно с явкой совсем туго», — добавил другой пользователь.

Лук и картошка в обмен на бюллетень

Чтобы привлечь желающих проголосовать, их стали заманивать дешевыми продуктами. Аккурат к «праймериз» последние в Донецке существенно подорожали, а возле участков вдруг стали продавать еду с существенной скидкой. «Толп нет, пытаются заманить жратвой. Идут за луком, картохой, арбузами. Вместо паспорта — кошелек», — писали дончане.

В Ворошиловском районе Донецка помимо дешевой еды предлагали еще бесплатные угощения — бублики, сладости, фрукты и чай. Выдавать их подрядился один местный ресторан. У входа в Донецкий университет управления, где располагался один из участков, стоял трехведерный самовар. Желающих выпить чаю было достаточно, однако и это, по словам очевидцев, явку сильно не повысило.

Еще один способ «выбить» голоса — необычная «акция». Ближе ко второй половине дня жители Донецка начали писать о том, что представители оккупантов ходят по квартирам с урной и предлагают всем, кто еще не был на участках, проголосовать на дому. Такая картина, в частности, была отмечена в Куйбышевском районе. «Словацкая. Бегают упыри по домам, таскают за собой урну — предлагают проголосовать — не выходя из дома», — писали очевидцы.

Эти сообщения появлялись на фоне бравых отчетов местной «ВрИК» о том, что за первые 6 часов голосования на «праймериз» якобы побывали 290 тыс. человек.

Истинная картина, переданная самими дончанами, наблюдавшими за «действом», была иной. Вот лишь ряд комментариев:

«Специально прошлась мимо 124 школы — тишь и благодать. Люди есть, но мало. Не идет ни в какое сравнение с тем же ноябрем 2014».

«Что вообще за праймериз? Зачем? Разве кто-то в лнр и днр знает такое слово? Там 90% уверены, что это марка машины. Типо „Тойота праймериз“».

«Донецк Ватная знакомая недоумевает по поводу высокой явки: ходила голосовать в 18 часов — бумажки в урнах едва дно прикрывали».

«Проходил мимо одного из участков, далеко не периферия города — очередей нет, ватаны прут редко, не тот энтузиазм 2014-г» (о ситуации в Луганске).

Комментарий к последнему фото: «Праймериз — не протолкнуться».

Результаты?

Уже утром сегодня, 3 октября, «комиссии» опубликовали первые итоги «подсчета голосов». Они оказались предсказуемыми — «победил» самозванный «мэр» Донецка Игорь Мартынов и местное «общественное движение». По словам дончан, результат был абсолютно прозрачным, все этого и ждали, и никто особо голоса и не считал. «У парі найближчих шкіл, де праймерізові комісії повинні щонайменше до ранку рахувати тисячі голосів, тихо й темно, схоже, ще з вечора», — писали комментаторы.

Однако следить за подсчетом уже никто не стал: жители Донецка отмечают, что результат в данном случае совершенно не важен, поскольку оккупанты и не собирались его использовать в работе. Кто бы ни победил, победу все равно нарисовали бы «правильно», открыто пишут в соцсетях даже сторонники «ДНР».

С одной стороны, «праймериз» в Донецке и Луганске провалились, но признавать это оккупационные власти не будут. Более того, с их точки зрения, а также по мнению СМИ и сторонников «республик», голосование вполне себе удалось. Оно состоялось, никаких эксцессов не было, нарушения не зафиксированы, результат большинством избирателей проглочен. Никто не собирается выходить на митинги и оспаривать итоги голосования. Поэтому в скором времени «праймериз» могут пройти и в других оккупированных городах.

Однако с другой стороны, «праймериз» удались, потому что они многое проявили. Игра на оккупированных территориях все еще продолжается, но игроки все чаще отказываются выходить на поле. Даже в условиях, когда их никто не слушает, они протестуют. У них нет возможности делать это открыто и в полную силу. Но они делают все возможное, чтобы просто держаться подальше даже от трибун. Еще совсем недавно на это отваживались единицы. Сегодня этих людей намного больше. И если «праймериз» и были нужны, то именно для этого: чтобы те, кто только зрел для протеста, наконец, научились как минимум красноречиво молчать.