Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
25.01.2017
2419

Р-разочарование в Р-России. Донецкий алфавит (Часть 2)

Недовольство оккупационными «властями», разочарование в жизни «молодых республик», активные жалобы на их недостатки — все это тенденции оккупированных территорий, которые зародились на фоне одной и очень важной перемены настроений. На фоне тотального разочарования в главном виновнике всех бед, которым сторонники «ДНР» назначили Россию. Некоторые обижены на нее за то, что «не спасла», но большинство видят реальное положение дел: она спасать и не собиралась, а сейчас откровенно насмехается над теми, кто в это поверил.

Обида на Россию — очень важная и довольно отчетливая тенденция «прозрения». Пока что ее тяжело назвать решающей. Но недовольство она подогревает, и это недовольство местами трансформируется в откровенную ненависть. Именно на ней вполне может созреть протест.

Г — гроб. Для «русского мира»

«Донецкие любят Россию». Этот известный стереотип, который на самом деле имеет под собой все меньше оснований. Сегодня даже мечтатели о российских пенсиях убедились на личном опыте, что им не будет не только пенсий, но и элементарного человеческого отношения. За «номера» «ДНР» их штрафуют и заставляют все вернуть, как было, «паспорта» «ДНР» вообще не ценят, на работу брать не хотят в принципе.

«С паспортом „днр“ на работу устроиться в Россию ОФФФФИЦИАЛЬНО … Билет с паспортом днр можно взять на поезд самолет ??? Где ОФИИИЦЦИИАЛЬНОЕЕ заявление ВВ о признании РЕСПУБЛИК??? Свидетелей в студию пожалуйста … .БАЛАБОЛЫ Стало предельно ясно, что Россия пришла в Донбасс навсегда и уходить не собирается — как в Приднестровье, Осетию», — возмущен недавний поклонник «ДНР».

Другая активная сторонница «республики» и еще более активная противница патриотов Украины Светлана Топалова увидела больше: в видении россиян Донецк из «города-героя» превращается в город-изгой. «Я в России уже увидела, как отводят глаза и не хотят об этом слышать, а некоторые и вообще говорят, мы не хотим войны, отстаньте от нас», — написала Топалова. По ее словам, скоро от дончан будут шарахаться, «как от прокаженных», и она на себе почувствовала «изменение риторики», а потом и «самого подчеркнутого неприязненного отношения».

Вывод поклонница боевиков делает неожиданный: «Это Россия втянула нас в конфликт, развязала все это и не довела дело до конца», — возмущена Топалова.

И она не одна. Сторонники «ДНР» вдруг прозрели и увидели, что войну в Донбассе ведет Россия, которая и «убивает донецких детей». Об этом, в частности, написал бывший поклонник боевиков Александр Краснов. «И так уважаемые товарищи и господа, я Вам хочу написать пренеприятнейший вывод. Мы были лохами. Мы думали что Россия наша страна, что Россияне наци братья. Я тут пообщался пару месяцев с настоящими россиянами. Сделал правильный вывод. Путинская Россия по гнусности такая де как укропия. А россияне такие же моральные уроды как и укропы и точно так же прозомбированы», — рассказал он.

По словам Краснова, «эти самые россияне» относятся к «убиствам нас и наших детей путем минского предальсво проклятым путином так же как и укропы». «Наше доверие привело что нам птинские выродки посадили такую же нелюдь как сами. Захарченко, Бог тебя накажет за убивых тобой еаших детей путем минского слива как и накажет проклятого выродка путина и как накажет тварь россяинскую, которая рассказывает сказки на оправдание убийство своим проклятым путином, нас и наших детей. Пиндостан, гейропа тут не причем, именно россиянские выродки 3-й год убивают и разрушат», — добавил Краснов.

В таких условиях надеяться, что Россия даст «гражданам „ДНР“» гражданство РФ, осмеливаются только самые наивные. Остальные обижены: жители «республик», в своих правах «приравнены к таджикам». Как написал один из некогда фанатов России, который работает под ником Максим Шевченко, поклонников «ДНР» по-прежнему «разворачивают» через 90 дней пребывания в России и заставляют выезжать… в Украину. Именно так россияне называют временно оккупированные территории Донецкой области. «Для нас вернули правило 90 дней в РФ, 90 дома. Для продления времени нахождения обязательно оформление патента — 14000 оформление, +2000 в месяц, иначе депортация», — негодует Максим Шевченко.

В комментариях к своему посту он добавляет: «В гробу я видел такой русский мир».

И-изгои

Поклонники «ДНР» мечтали путешествовать. По России. Кто-то из них писал, что всю жизнь хотел съездить на Байкал, и вот наконец-то… Кто-то «наконец-то» увидит Петербург. Кому-то «наконец-то» открыта дорога в Москву. Раньше, собственно, это все тоже было так же доступно, но раньше романтики не было, а теперь вроде как есть. Правда, вдруг оказалось, что вожделенное путешествие по России имеет одну неприятную оговорочку: «путешествие ТОЛЬКО по России». Дальше нельзя. Романтика оказалась с плохим запахом.

«Чем гордиться нам? Тем что путешествовать мы можем только по России и нигде более (с паспортом „ДНР“). Что получив номера „ДНР“ мы не сможем больше никуда поехать кроме России. Но почему дончане до войны в любой стране мира чувствовали себя комфортно с паспортом, водит. правами и гос. номерами личного авто, а сегодня ограничены территорией ДНР, ЛНР и России и стали людьми второго сорта», — пишет поклонница «республики». Вероятно, бывшая.

Конечно, у многих сохранились и украинские паспорта (они по возможности не то, что их не выбрасывают, а тщательно и нежно берегут), но по ним тоже далеко не уедешь. Кому-то посчастливилось попасть на «Миротворец», кто-то слишком много наговорил и опасается проезда через блокпосты, у кого-то в «ДНР» строительство карьеры, и еще неизвестно, как отнесутся к этому военные на линии разграничения. Египет на выходные, Турция летом, Испания раз в жизни — все это теперь не для всех. Но да, есть же еще Седово и Крым.

К-«Компенсация».

«Где кроме России признают документы ДНР? Почему дончане должны смириться с ограничением в передвижении по миру? Почему мы должны жить как решит Путин или как захочет Захарченко? Почему должны молчать и терпеть их беспредел? Галечка, ты по отношению ко мне ребенок и нет у тебя опыта жизни при КПСС, при перестройке 80-х, бандитизма 90-х, нищеты начала 2000-х. Вот правильнее было бы установить ограничение по возрасту для политиков. С 60 лет и до 80. Без права иметь бизнес им и их родственникам. Молодеж не способна мудро поступать и нести ответственность за поступки», — пишут поклонники «ДНР». Ответ на их «почему» лежит на поверхности, но они продолжают задавать свой вопрос еще и еще, потому что боятся его услышать.

Другая поклонница «ДНР» и России в гневе: ее за все «мытарства» и «бессонные ночи» при трудоустройстве в России заставили подтвердить знание русского языка. При этом она сочла унижением, что ее якобы «приравняли» к китайцам. «После всех этих мытарств и бессонных ночей ФМС посылают меня сдавать экзамен по русскому языку вместе с китайцами. Стоимость этого счастья — месячная зарплата учителя в „ЛНР“ — 4900 рублей!» — возмущена учительница из Луганска. Она хотела работать в России и нести ценности русского мира. Но не донесла: помешали «китайцы» и «чиновница с грузинской фамилей», которая не признала в ней истинного носителя этих ценностей. Отличный повод для проявления «антифашизма» и уважения к другим нациям.



Н-недоверие

Недоверие к России, утрата веры в нее и, как следствие, разочарование и откровенная нелюбовь отмечаются уже не просто на уровне разговоров на кухне, но и на уровне соцопросов. Один из бывших главарей «ДНР» Александр Ходаковский опубликовал результаты одного из такого опросов, проведенного Центром социологического мониторинга «Инициатива» 14.01 — 15.01.2017. Цель исследования — проследить динамику ожиданий жителей оккупированных территорий от политики Российской Федерации в отношении «республики».

Согласно опросу, число тех, кто доверяет политике России в отношении оккупированных ею территорий, в сравнении с аналогичными данными прошлого года незначительно упало (всего на 0,7%), но зато резко выросло количество тех, кто России больше не доверяет: в 2016-м их было 14,3%, в 2017-м — 41,3%. То есть более 27% - те, кто еще год назад вполне доверял оккупантам, а сегодня утратил веру в них. Каждый третий. Это очень много.



При этом большинство опрошенных (31,7%) все еще надеются, что Россия таки включит «ДНР» в свой состав, и таких надеющихся стало на 17,8% больше. С другой стороны, примерно 25,5% думают, что Россия вернет оккупированные территории Украине (этот показатель по сравнению с прошлым годом почти не изменился). 28,6% респондентов считают, что Россия видит в «республике» всего лишь буферную зону с непризнанным статусом.



На этом фоне видно, что большинство все же не верит в «российское» будущее Донбасса. И тут есть один очень важный аспект: они пришли к этому выводу, вкусив жизни в оккупации и на себе ощутив, как на самом деле к ним относится Россия.

Возможно, именно поэтому опрос показал, что жители оккупированных территорий, ранее мечтавшие о России, перестали надеяться на скорое присоединение к ней. Только 23,4% респондентов считают, что это может произойти до конца 2017 года (в 2016-м году таких мечтателей было на 11% больше). 38,8% участников опроса уверены, что война будет длиться еще около 5 лет (число сторонников такого мнения возросло на 11,8%). В том, что вопрос о статусе Донбасса может растянуться на долгие годы, уверены 22% респондентов (рост на 6,5%).

Эти цифры, с одной стороны, показывают, что тех, кто все еще ослеплен пропагандой России, в «ДНР» немало. Однако есть и те, кто уже не верит в нее, и их ровно столько же. Более того, комментаторы Ходаковского, опубликовавшего опрос, подчеркивают, что многие еще боятся высказывать свое мнение открыто, и это значит, что реальная цифра разочаровавшихся может быть и больше.

Д — Дыра

Признавая за Россией вину в том, что произошло с оккупированными территориями, недавние поклонники «ДНР» страдают вдвойне. Во-первых, им тяжело принимать собственное разочарование в оккупанте. Во-вторых, в том, что все произошло именно так, обвиняют именно их. Их винит Россия, винят соотечественники, потерявшие все в результате войны, и часто винят даже собственные единомышленники.

«Мне нравится слышать, когда дырявые называют свою республику дырявой. Все чаще кстати», — пишут патриоты Украины, оставшиеся на оккупированных территориях. «Дыра» — больше не издевательское прозвище, данное «ДНР» извне. Это характеристика, которую не придумали, а «прожили» изнутри. Она сама по себе выросла, опираясь на «республиканскую» действительность. Выросла у тех, кто еще недавно был возмущен таким определением.

Слушая разочарованные возгласы поклонников «ДНР», многие не сдерживают себя в негативных и издевательских комментариях. И очень часто комментаторы имеют на них право. Но тут важно понимать и скрытый аспект: именно тем, кто сегодня говорит о своем огорчении и недовольстве, предстоит еще во многом прозреть и на многое открыть глаза. При этом ненависть к России — это прозрение в чистом виде, и именно оно в будущем может сыграть решающую роль в самоопределении людей, поверивших в «республики». Безусловно, это недоверие — еще далеко не все. Но оно — важный первый шаг. Им пришлось его делать по лезвию ножа, и, вероятнее всего, именно они пройдут по этому лезвию до конца.

Сегодня почти никто из них даже не осознает, что этот путь будет очень печальным.

Очень долгим.

И очень болезненным.