С 1 марта 2014 года в Донецке еще только начинались беды, которые потом захватят город целиком. Это было началом «русской весны», о которой все до сих пор говорят. Но мало кто вспоминает, что была еще и «русская зима». Конец февраля 2014 года. Время — сразу после убийств на Майдане. Небесная сотня еще только поднималась в небо, а в Донецке уже происходили события, которые пока что воспринимались с недоверием, а иногда даже с иронией. И то, и другое было напрасным.
Уникальные снимки выдающегося Донецкого фотографа Сергея Ваганова, который сейчас работает в Мариуполе, передают даже не события, а эмоции тех дней. День за днем он снимал историю города, которая уже повернула к хаосу.
Чем запомнился февраль 2014-го?
Это еще относительно спокойное время. Единичны угрозы, почти не выражены опасности. Нет очень больших митингов, мало явных протестов. Но в Донецке уже начинаются приготовления к кошмару. Опасность еще не обрушивается, она пока только звучит.
Именно в эти дни здание Донецкой ОГА заваривали со всех сторон стальными листами — чтобы не допустить вторжения «Правого сектора». Тогда же появились первые отчетливые скопления молодых людей «спортивной наружности». Они чаще всего никого не били и не грабили. Они просто были, и угроза только витала в воздухе. 21 февраля 2014 года было таким.
Спустя несколько дней ОГА изнутри и снаружи уже вся в железных щитах (они не спасут). В фойе по периметру сидят правоохранители (они не помогут).
На площади Ленина стоит два флага (красный флаг СССР и флаг «донецкой республики»), там же объявление: мол, формируется «восточный фронт». Он так и канет в небытие. Никакого скоморошьего фронта не будет — впереди настоящая война, а не игра в нее.
Тогдашний губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий еще не изгнан пинками со своего рабочего места. Он еще дает пресс-конференции и обещания: все под контролем (кроме «Правого сектора»).
И где-то в это же время начали собираться достаточно заметные митинги. Это могли быть акции — вроде митинга к 23 февраля. Или уже даже вполне выраженные протесты перед зданием ОГА. Они уже были, но еще никто не верил, что это хоть что-нибудь значит.
Уникальное фото — слева на снимке еще один выдающийся фотограф Донетчины Александр Худотеплый, который, к сожалению, скончался несколькими годами позже.
В конце феврая на улицах Донецка еще можно было увидеть и украинские флаги — они были в изобилии, и за них еще никто не убивал.
Под украинскими флагами тоже стояли пока еще не очень многочисленные митинги. И был даже небольшой уголок Небесной сотни — прямо под открытым небом.
В эти дни еще не было ничего страшного. Это все еще мирные донецкие улицы, хотя уже и немного встревоженные. Это все еще спокойная обстановка, хотя люди уже выстроились в очереди к банкоматам.
Глядя на эти фото, можно подумать, что это просто город, который переживает небольшое потрясение. Ни митинги, ни протесты, ни странные люди с «георгиевскими лентами», ни масса правоохранителей, стоящих угрожающими рядами еще не говорят прямо о том, что будет война. Она почти не обнаруживает себя. Она видна только в мелочах.
В глазах некоторых уже появилась жажда будущей боли. Они уже были готовы. Им оставалось ждать совсем немного.