Они поспешили прийти в этот мир, но он оказался к этому не готов.
Недоношенные малыши Донецка имеют очень малые шансы на выживание, ведь для этого в городе не хватает элементарных средств, не говоря уж о серьезных лекарствах. Там по-прежнему остаются врачи, которые и раньше умудрялись творить чудеса в случаях, когда они казались невозможными, но все они сейчас все чаще повторяют одно слово. Катастрофа.
Именно так характеризуется ситуация, сложившаяся в знаменитом некогда отделении недоношенных новорожденных в донецкой больнице № 3. Впрочем, не только там.
Сколько весит жизнь?
Трагедия отделения новорожденных, расположенного в знаменитой «тройке», получила широкую огласку совсем недавно. Директор донецкого Центра матери и ребенка, волонтер Татьяна Носач распространила в социальных сетях крик отчаяния: крошечным малышам, которые появились на свет раньше срока, не хватало не только лекарств (а в этом отделении используются очень специфические и очень дорогие препараты), но и элементарных вещей – подгузников, пеленок, различных расходных материалов. Дети, нуждающиеся в особом уходе, оказались в ужасном положении. Врачи по-прежнему были готовы сделать все для их спасения, однако они были лишены даже самых простых инструментов для этого.
Самый крошечный ребенок, который лежит в этом отделении сегодня, весит 1400 г. Чтобы помочь ему набрать столь драгоценный для жизни вес и окрепнуть, нужны лекарства и различные вспомогательные средства (переходники, катетеры и т.д.), которых нет. При этом помощь нужна очень срочно – таких детей нужно начинать выхаживать сразу же, как только они появились на свет: своевременное вмешательство даст возможность мозгу и внутренним органам малыша развиваться полноценно, а сам ребенок получит шанс не остаться на всю жизнь инвалидом.
Правда, для того, чтобы ребенок был обеспечен всем необходимым, еженедельно должны тратиться колоссальные суммы. Таких денег, особенно в условиях войны, в донецких семьях попросту нет. Впрочем, даже если бы деньги были, приобрести на них важнейшие для жизни лекарства в Донецке сегодня невозможно.
По словам волонтеров, еще до того, как в город пришла война, жизни таких маленьких пациентов напрямую зависели от того, есть ли у врачей необходимые препараты для лечения. Уже тогда некоторые лекарства приходилось приобретать за пределами города, однако их доставка обеспечивалась очень быстро, и в подавляющем большинстве ситуаций все малыши успевали получить необходимое в срок. Сейчас ситуация стала критической: заветных флаконов и ампул не просто нет, их даже не предвидится, ведь препараты и расходные материалы в Донецк централизованно не поставляются. Более того, даже закупка лекарств за пределами города – не гарантия их быстрой транспортировки: из-за проблем с пропускной системой далеко не всегда можно привезти заветную партию препаратов быстро. Хотя, впрочем, волонтеры умудряются творить чудеса в рамках своей компетенции.
Не граждане?
По словам Татьяны Носач, еженедельно в Донецке проходит по 70-90 родов. И многие роддома сталкиваются с небывалыми трудностями, которые раньше было тяжело даже просто представить. В отделениях не хватает ничего, и пациенты даже не могут приобрести препараты за свой счет – их попросту нет нигде. Доходит до того, что молодым мамам приходится использовать пеленки, случайно сохранившиеся с прежних времен или подаренные теми, кто уже из роддома выписался: своих приобрести они не могут. Негде.
«Не хватает и моющих по отделениям, и памперсов, и – элементарно – прокладок (в последнее время появились подешевле в продаже, а какое-то время были только очень дорогие). Тяжело и с антибиотиками в случае инфекций или разрывов и тяжелых родов. В отделении недоношенных – отдельная ситуация. Там нужны очень специфические лекарства», - рассказывает Татьяна Носач.
При этом в больницах трудятся врачи, не получающие зарплату с октября-ноября прошлого года. Несмотря на это, они готовы помогать своим пациентам и дальше, хотя у них остается все меньше возможностей для этого.
Разумеется, и врачи, и волонтеры обращались к профильным ведомствам в Украине, к руководству страны, однако ответа так и не получили, и реальная помощь так и не была предоставлена. По словам Татьяны Носач, однажды ей предложили… доставить страдающих недоношенных детей в Киев. Даже тем, кто никогда не сталкивался с этой сферой медицины, ясно: такую «доставку» организовать нереально при всем желании. У большинства малышей нет даже призрачной возможности на подобное «путешествие». Однако те, кто мог бы помочь, беспокоиться по этому поводу не спешат.
«Я считаю, что давно пора определиться, являются ли жители Донецка гражданами Украины, и принимать решения в связи с ответом на этот вопрос. Для меня очевидно, что являются, но и также очевидно, что для руководства страны ответ на этот вопрос – нет», - говорит волонтер.
Спасение по-донецки
Когда стало ясно, что на официальном уровне помощи не будет (а ясно это стало практически сразу), волонтерам Донецка не осталось ничего другого, кроме как спасать детей своими силами. Пока им это удается, и в ходе спасения отделения недоношенных малышей в «тройке» вскрылась очень важная для современного Донецка тенденция: спасать тех, кто нуждается в помощи, идут все – от рядовых жителей города до крупных компаний и организаций.
Так, на призыв Татьяны Носач в социальных сетях откликнулись благотворительные организации, включая и волонтеров из других стран. Помог благотворительный фонд «Доброта», а Гуманитарный штаб Рината Ахметова передал набор необходимых медикаментов и средств гигиены четырем семьям малышей, появившихся на свет именно в этом отделении.
Однако важнее всего то, что помогать стали самые обычные люди – рядовые жители города, мамочки, которые сами рожали в третьем роддоме или лежали с детьми в отделении недоношенных малышей, переселенцы, и просто неравнодушные украинцы из других городов страны. Татьяна Носач говорит, что даже не ожидала такой бурной реакции. В короткий срок на карту для сбора средств поступило свыше 40 денежных переводов, и денег хватило для закупки целого списка уникальных лекарств, которые помогут спасти не одну жизнь.
Общая сумма, которую перечислили неравнодушные украинцы (и не только) – около 20 тыс. грн. Еще почти на 10 тыс. грн оказал помощь штаб Ахметова. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы «закрыть» потребности малышей, которые уже находятся в больнице. Однако этого, к сожалению, не хватит на тех, кто еще будет рождаться в Донецке и может потребовать помощи. И, увы, речь идет только об одной больнице, а их в городе несколько, и в каждой находятся дети и мамочки, которые требуют помощи.
Разумеется, усилия украинцев в целом и дончан в частности на этом не прекратятся. Уже сейчас понятно: в стране проживает множество людей, которые не оставят в беде ни Донецк, ни его жителей (и это не только те, кто сам живет в этом городе или жил в нем раньше). Но, к сожалению, только их сил в этом вопросе недостаточно. Донецк по-прежнему нуждается в централизованной помощи и внимании со стороны государства. На этой оккупированной территории все еще рождаются маленькие граждане Украины, и несмотря на то, что их личный физический вес составляет так мало, их вес в обществе ничуть не меньше, чем у любого взрослого гражданина.