Спасибо церкви, - привлекла внимание общественности к блестящей постановке «Тангейзера» Тимофеем Кулябиным. Очень хочется обсудить саму оперу, а приходится бороться с ханжеством и мракобесием. Меня побуждает к этому тот факт, что суд оправдал пока только директора театра, а режиссер все еще находится под судейским прессом. Да и российская Госдума брызжет слюной, требуя посадить возмутителя спокойствия святейших.
Что же на самом деле так возмутило РПЦ? Оскорбление чувств верующих? Так верующие вроде не протестовали, по крайней мере, до тех пор, пока им не указали в церкви, куда следует обратить свой взор, на какую такую скандальную картинку. Вот бы заставить прокуратуру разобраться (мечты…), кто организовал пикет возле театра, кто в действительности возмущает спокойствие?
Думаю, все гораздо серьезнее. Мысль Вагнера о единстве и борьбе духовного с плотским, выведенная Кулябиным на качественно новый уровень, очерченная более резко и выпукло, чем в предшествующих постановках, - вот что взбесило наших духовных наставников. Вагнер дает высшую судейскую власть Богу, а не церкви, Вере, но не религии, Кулябин же – вообще никому. Искусство неподсудно, если это искусство.
Тогда становится понятно, почему и как были оскорблены религиозные чувства руководителей церкви, о чем поведал Преподобный Архимндрит Тихон. Чувства верующих при этом пострадать не могли. Вот что пишет Отец Тихон:
«Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты. И эти решения должны стать настолько действенными, чтобы суметь максимально разрешить конфликт и противостояние.»
Церковь требует у власти ввести цензуру и наказать виновных, заставить последних покаяться в содеянном и уберечься впредь. Цинично и простенько, как обычно. Мы же, мол, поддерживаем власть во всех ее извращенных насилиях над народом, так не лишайте же нас над этим народом духовной власти. А то ведь если каждый художник будет противостоять церкви, это может развратить народ, и ему тоже захочется. Что же ты, Государство, само и деньги даешь на эдакую крамолу? В общем, ничего свежего под луной. Как обычно, самое талантливое творчество церковь именует бездарной серостью, кощунством, глумлением над святынями. Так и было во всякие времена.
Вот еще цитата из того же выступления Отца Тихона:
«Церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор даже для либералов, господа.»
Стесняюсь спросить, а кто же всю эту сутяжную возню затеял? Это, может, Кулябин ходатайствовал в прокуратуру об отлучении церкви от своего театра? Это уже перебор, Преподобный, - обвинять государство российское в либерализме, потому как более фашиствующего правительства современный мир не знает! При всем при этом, даже «самый гуманный суд в мире» не может найти состава преступления в постановке оперы Вагнера. Ищет, ищет, - не найдет!