name
Наталия Казённова
01.06.2015
2071

Голос Донбасса: услышать каждому

*Работа донецкой художницы, имя скрыто в целях безопасности

Всегда задавала вопрос патриотам колючей проволоки: «Где будем заканчивать обносить Донбасс колючей проволокой?» Звонит Эстония, Нарва, Голландия, Литва… Вата ждет освобождения их стран и городов. Колючая проволока должна быть в каждом из нас. Чтобы не дать внутреннему совку вырваться на свободу. Бросил мусор вне урны, дал взятку — это твой Донбасс и твой совок.

Елена Степовая, писатель

В конце прошлого года довелось побывать на встрече Мустафы Джемилева с переселенцами. В основном, крымчанами, но были там и мы, «беженцы» из Донбасса. Мустафа-ага говорил негромко и просто, рассказывал о встречах, вопросах, которые поднимал в штаб-квартире ЕС или озвучивал президенту Порошенко.

В тот момент закралась горькая мысль: у Донбасса нет голоса. Нет регионального лидера, способного на высоком уровне озвучить проблемы заложников террористов, остающихся на оккупированных территориях. Нет морального авторитета, который мог бы выступить адвокатом переселенцев и донести власть предержащим боль бессонных ночей, неприкаянность на родной земле. Объяснить, каково это — носить в сумочке ключи от квартиры, рыдать над вещами, пахнущими домом, и жить с чувством, будто каждый снаряд, выпущенный по нашему городу, пронзает тебя и отнимает жизнь.

Тот, кому мы можем доверить представлять наши интересы, должен быть одним из нас. Тем, кто прошел сквозь муку поворота ключа в замке двери опустевшей квартиры. Кто бросил последний взгляд на потускневшие окна дома, переставшего быть домом… Кто стал странником поневоле, но не сломался, не разуверился, не забыл и не предал родной Донецк или Луганск.

Примерно в то же время, когда я тосковала, слушая Мустафу-ага, доктор исторических наук, профессор Донецкого национального университета Елена Стяжкина говорила о нас. О том, что Донецк — это Украина. И что пора прекратить говорить «Донбасс», потому что за этим определением ничего не стоит, кроме угля, чугуна и стали. Что за добычей и выплавкой теряется Человек как высшая ценность региона, а свою сегодняшнюю жизнь мы не измеряем тысячами тонн.

«Донбасс не вернется в Украину, потому что Донбасса не существует. Здесь будет либо Украина, либо ничего. До встречи в Донецке!» — эти простые, но такие нужные слова до сих пор мелодичным эхом звучат в душе и дарят надежду: мы вернемся. А еще приносят понимание: у Донетчины и Луганщины есть голос! Две Елены — Стяжкина и Степовая, две прекрасных мудрых женщины, говорят об оккупированном, измученном войной крае то, что, в первую очередь, важно и нужно украинцам по свободную сторону от линии разграничения.

Ведь мы, заклейменные тавром «жителей Донбасса», все о себе знаем сами. Как оказались в царстве угля и металла. Зачем родились в городе роз, который не должен существовать, потому что противоестественно строить оазисы-миллионники посреди засушливой безводной степи. Почему любим всем сердцем нескладный, но всегда оживленный, ранний и торопливый край. Что значит для нас желто-синяя бесконечность полей и неба.

Мы знаем, что виновны в том, что позволяли существовать режиму Партии регионов, сотрудничали с ним, прислуживали ему. Но ведь так поступали наши соотечественники во всех уголках Украины: от Купянска до Мукачево, от Новоазовска до Ковеля…

Сегодняшняя Украина — это наша общая, коллективная, солидарная вина. Искупаем мы ее вместе, расплачиваемся своими жизнями и искалеченными судьбами за четверть века безгосударственности, безвременья, бесцельности существования страны в рамках границ, определенных не нами, не ходом истории, не волей граждан независимой Украины. Но поддержанных нами в декабре 1991 года. И Крым тогда, в лихорадке 90-х, остался в Украине. Не ушел.

О вине говорит и профессор Стяжкина. Об общей вине, накопившейся за 23 года. И общей травме — состоянии, когда нет ничего, кроме боли, поэтому боль не чувствуется. Выступление Елены Стяжкиной на Львовском медиафоруме с Лекцией свободы потрясло всех: слушателей в полной аудитории, читателей и зрителей видеозаписи в социальных сетях.

Уверенная сила и убежденность в правоте, последовательность и аргументированность в изложении фактов, защита без оправданий и констатация очевидного, понятного нам, но нового для остальной Украины — это набирающий силу голос, которого долго ждали донетчане и луганчане. Сегодня он обращен не к политикам, не к власти, а к общественным активистам и журналистам. Он услышан — это главное. Возникло ощущение перелома, дуновения ветра перемен в нашей судьбе и надежды быть понятыми. Пусть не до конца. Хотя бы до состояния терпимости и принятия нас с нашей вечной травмой и корнями, которым так тяжело приживаться в новой почве.

Стало чуть спокойнее за наших там, за пока невидимой и неосязаемой колючей проволокой. О них знают. О них услышали. О зачастую безымянных и безвестных добровольцах войны «с московским акцентом», которые воюют каждый на своем фронте. «Я хочу вибачитись перед українськими патріотами на окупованих територіях і в Криму за їхню невидимість, за те, що вони ніби не існують. За мовчання, яке транслюється в Європі та Україні з їх приводу. Я щаслива, адже саме в них буду брати уроки свободи від зла», — подчеркнула Елена Стяжкина и рассказала несколько ярких, пронзительных историй о тех, кто скрывается под желто-синими аватарками в соцсетях или находит в себе смелость озвучивать свою позицию на улицах оккупированного Донецка.

Отдельная ценность лекции Елены Стяжкиной — исторические параллели и объяснение сути сепаратизма, представленного библейской историей о царе Ироде и его падчерице Саломее. Оказывается, что сепаратизм — отнюдь не фантазия одурманенных пропагандой жителей Донбасса. Он существует много десятков или даже сотен лет. Но к Донбассу отношения не имеет.

«Сепаратизм Європа розуміє. Зітхає з розумінням принаймні. „От Шотландія“, „От Ірландія“. Але наша історія не про Шотландію та Ірландію. Вона — про Польщу 1939-го, про країни Балтії 1940-го, про Угорщину 1956-го і про Прагу 1968-го. І про Париж 1940-го теж. Згадати про це боляче. Сором! Шкіру здирає той сором, якими були вони, коли сталася та війна. Сепаратизм заспокоює. Бо мати стосунки із повстанцями — це добре для Європи», — подчеркивает профессор и вспоминает о той войне, изменившей мир.

Елена Стяжкина не говорит о ней. Она показывает другое, непривычное нам лицо Второй мировой и проводит смелые параллели между украинцами, жившими в фашисткой оккупации в 41−43-м годах прошлого века, и украинцами, живущими в российской оккупации сегодня, здесь и сейчас.

Мы видим галерею образов того времени и нынешнего. Остро осознаем, что в оккупации люди жили и живут одинаково. Есть те, кто становятся коллаборационистами, есть те, кто борются и идут до конца. До освобождения. До Победы.

Не спешите хоронить Донбасс. Не спешите обносить наш край колючей проволокой. Просто слушайте нас. Нам еще есть, что сказать.

Предлагаем Лекцию свободы Елены Стяжкиной на Львовском медиафоруме и кадры из сопровождавшей ее презентации.