Жизнь в аннексированном Российской Федерацией Крыму в настоящее время уже мало кого устраивает — даже из числа тех крымчан, кто готов был к «воссоединению» с Россией и приветствовал «вежливых» людей в камуфляжной форме без опознавательных знаков. Невероятно сложные политические процессы «отфильтровывают» от сознания населения оккупационные «власти», телевизор обещает райскую жизнь, а жизнь реальная таких радужных прогнозов не внушает.
Корреспондент DonPress пообщался с местными жителями и узнал у них о текущей ситуации на оккупированном «братской страной» полуострове.
Граница дает «добро» — в обмен на оплату
Один из местных жителей недавно побывал на границе между оккупированным Крымом и материковой частью Украины. По словам жителя, ситуация на границе напоминает возвращение в лихие 90-е годы, когда повсюду царили хаос и полное беззаконие.
Как сообщает крымчанин, в настоящее время на границе происходит «полнейший беспредел». «Несколько молодых здоровых ребят перехватывают автобусы из Крыма и устанавливают пеню за проезд обратно в Крым», — рассказал житель оккупированного полуострова.
По словам крымчанина, за беспрепятственный проезд до Чонгара пособники оккупантов требуют заплатить 280 рублей. Обратная дорога — от Чонгара — обойдется желающим отправится в такую поездку уже в 450 рублей.
«Водители стоят, наклонив головы», — рассказал местный житель. «Эти ребята из Джанкоя. „Бомбилы“, они делают это на глазах у российских пограничников». Кроме того, житель полуострова назвал такие действия «узаконенным бандитизмом».
Между тем, сами же оккупанты, судя по рассказам местного населения, насмехаются над словами «Крым — наш», популярными среди сторонников идей «русского мира». Например, на вопросы оторопевших водителей о том, почему за свободный проезд по своей же родной земле взимается такая дикая плата, «лже-пограничники» отвечают нагло, с сарказмом: «Зато вы в своей гавани. Вы же вернулись домой, вот и радуйтесь теперь!».
Выборы-выборы, кандидаты молодцы
Предстоящие российские выборы в Государственную Думу, против участия в которых украинская сторона предостерегает наших граждан, оставшихся на территории оккупированного полуострова, уже сейчас довольно сильно будоражат умы.
С одной стороны — действительно многие жители хотели бы пойти и проголосовать за «своих», коими определенная социальная прослойка величает представителей российской власти. С другой стороны — основная масса крымчан (по словам ряда местных жителей, с которыми беседовал корреспондент DonPress) не хотят ни этих выборов, ни этой власти, ни, тем более, принимать участие в процессе в качестве избирателя.
Есть и третья сторона — жители, которым «все равно». Точнее, они просто ждут развития событий, у таких в закромах рядышком лежат вышиванка и триколор. Для таких людей главное — вовремя определить «направление ветра» и следовать за ним, чтобы пострадать как можно меньше.
Однако главная беда заключается в том, что голосовать придется и тем, и другим, и третьим. По словам крымчан, «теперь выборы все обязаны прийти — или приведут под конвоем». Голосование под дулами автоматов, которые направлены им в грудь, а не на их защиту, — последнее, чего ожидали поклонники агрессивной политики Кремля в отношении их собственного государства — Украины.
Мечты об СССР: «конец скоро» и «вы держитесь»
«СССР нам только снится», — комментируют ситуацию местные жители. Дело в том, что радостно-трогательные воспоминания о «счастливом советском прошлом» сродни взгляду на мир сквозь розовые очки. Многие скучающие по «совку» испытывают ностальгию не по пресловутой колбасе за 2.20, а по самим себе — молодым и сильным, по студенческим песням у костра.
Ужас в том, что, предавая Украину, те, кто пошел на референдум в Крыму, шел туда, чтобы вернулись ситро, эскимо, дешевый портвейн и эта самая колбаса. Чем такая мечта аукнется — задумывались немногие. Как и о том, что остальные-то этого не хотят.
А в итоге выяснилось, что «народный» референдум стал лишь дополнительным поводом «отжать» украинский Крым, и от мнения населения здесь мало что зависело. По словам жителей полуострова, «даже если бы на референдум пришли три человека, написали бы, что миллион, а картинки они рисовать умеют».
«Меньшинство „наклонило“ всех», — грубовато и с горечью говорит один из местных жителей. «Мы пожинаем плоды своей глупости. Крымчане думали, что россияне привезут им много денег, в мышеловке сыр тоже не бесплатный», — добавил другой крымчанин.
Между тем, крымчане предсказывают, что печальная для российских захватчиков развязка «оккупационной истории» неизбежна. «Это, естественно, пока еще не конец, но он уже очень и очень скоро. Все идет к этому — как говорится, видно издалека», — говорят люди.
Вспоминают люди и о знаменитом визите главы российского правительства Дмитрия Медведева, который в ответ на вопросы о пенсиях и уровне жизни в Крыму посоветовал «держаться» и сообщил, что «просто денег нет».
«Пусть они там держатся — у них есть золотые дачи и дороги машины. Нам тут держаться особо не за что уже, так получается», — говорит крымчанин.
Украина
Несмотря на то, что имя родной страны стало запретным словом, которое просто так на улице вслух не произнесешь, как и в малознакомой компании, о ней все-таки в Крыму говорят. И гораздо чаще, чем могут себе представить жители свободной части Украины.
«Да, конечно, Гимн тут не споешь… И поход, но набережной в вышиванке может повлечь самые непредсказуемые последствия. И мы не рискуем — плачем втихомолку по домам, да с единомышленниками обсуждаем украинские новости, переживаем: нужны ли мы еще Украине? Или, может, наше правительство с их властью договорилось уже обо всем?» — задаются вопросом люди.
Чтобы не сойти с ума от таких мыслей, от мыслей о том, что будет с детьми, подрастающими в оккупированном Россией Крыму, население просто живет надеждой — крепкой, как сталь. По-другому нельзя.
«Поверьте, не все поголовно у нас тут предатели, как пишут СМИ в свободной Украине. очень обидно читать такое в социальных сетях — люди, которые ни разу у нас не были, такое пишут, что, простите, на голову не наденешь! Да, предатели есть везде — ну так, а в Киеве или Львове их, скажете, нет?» — напоминают крымчане.
«Они не думали раньше. Они думали только о том, что Россия их примет и будет кормить. А теперь даже работать негде толком, только знают, что про свой мега-мост брехать», — раздраженно говорит еще один крымчанин.
«Видим мы тут этот „мост“, и я вам говорю, что никогда его не достроят и никакого моста тут не будет, ясно? Потому что они не вкладывать сюда пришли, и захватили нас не для того, чтобы кормить… Они пришли как „дневные воры“, просто пришли, чтобы воровать у нас тут все. А я всю жизнь тут работал, и теперь смотрю, как они это отнимают. И у меня только одна надежда — что вернется Украина и как даст им, проклятым…» — рассказывает житель полуострова.
-------------------
Даже самый развернутый комментарий не передаст главного. Интонации. Дрожащий голос. Слезы. Взгляд. Это люди, многие из которых, сохраняя любовь к Украине и верность ей, ежедневно ходят словно по тонкому тросу над пропастью. И им очень важно знать, что на украинской земле, если (когда?) они рухнут, — их поддержим мы.