Василий Жемелинский попал на фронт осенью 2017 года, а зимой 2018 — уже попал в плен. О своем пребывании в неволе освобожденный военный поделился в интервью «Обозревателю».
В первую ночь члены НВФ сильно избили его и проводили ток по телу. Когда же пришел командир, то вел с ним более лояльно, а на утро солдата перевезли в Донецк. Всю дорогу на голове его был одет мешок, чтобы он никого не мог видеть. Представители силовых ведомств не называли имен при нем, только по интонациям парень понимал, что среди них находится главный.
«Потом меня вывели в другую комнату, там пакет сняли и я общался с их „представителем народной милиции“ Бессоновым. Он потом еще несколько раз ко мне приезжал. Они снимали свои пропагандистские видео, давали листки с текстом, который я должен был выучить и произнести. Я отказывался, но они дали мне понять, что если не выполню, то мне будет плохо. Пришлось согласиться.»
После допроса парня отвели в отжатый офис Тимошенко, который теперь стал гауптвахтой. У него очень болела отбитая нога, пришедшая медсестра сказала, что пройдет. И только тогда военного впервые покормили после попадания в плен. В том месте Василий просидел три месяца.
«Там тоже допрашивали. Я им сразу сказал, что никакой секретной информацией не владею. Им это не нравилось, они сразу начинали бить. Тогда я стал врать, коверкать информацию. Их это устроило. Ну, думаю, раз вас это устраивает, то пусть так и будет.»
По словам солдата, он долгое время сидел один, а потом подселили парня из Мариуполя Ярослава Мацуру, который на поминальные дни приехал к бабушке, но попал «на подвал». Боец говорит, над гражданскими там издеваются с особой жестокостью.
«Например, пытают током, надевают провода на пальцы и пускают ток. Или у них есть такая пытка, называется „дельфинчик“: человека полностью раздевают и приматывают пищевой пленкой к столу. На лицо кладут мокрую тряпку и поливают водой, человек захлебывается. Другие ребята рассказывали, что при них два-три человека не выдержали пыток, побоев и умерли. Рассказывали, как бьют — заходят в камеру, ставят на колени у стенки, надевают на голову пакет и так бьют.»
Так называемый «суд» вынес Василию Жемелинскому приговор — 18 лет лишения свободы. После этого парня перевели в Макеевскую колонию, где он и пробыл до самого обмена.
«Там нас уже не били. Самые тяжелые испытания происходят в первые дни после задержания, тогда жестоко бьют и пытают. Я помню, один мужчина сказал по этому поводу: я никогда не мог себе представить, что они могут сделать с человеком. Самые жестокие пытки происходят на „изоляции“.»
Сейчас боец проходит обследование в военном госпитале. Говорит, если все сложится хорошо, продолжит службу в армии и не исключает возвращение на фронт.