Это называется контрольный выстрел, пишет российсий журналист Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), комментируя грядущий11 санкционный пакет стран ЕС и G7 для российской экономики.
Из 150 млрд кубометров газа в год экспорта в Европу сегодня осталось порядка 30 млрд. В основном - в Венгрию и Сербию. Немного попадает в Италию, совсем по-чуть-чуть просачивается в другие страны. Теперь решено добить и эти 30 млрд, что в целом логично: кризис в его острой фазе прошел, дефицит газа всё ещё не преодолён, но в целом фатальных последствий прекращение поставок российского газа для Европы носить уже не будет, пишет он.
"Кроме того, закрытие маршрутов окажет серьёзнейшее влияние на руководство Венгрии, которая продолжает фрондировать по отношению к евро-солидарности, а значит, её нужно призвать к порядку. Для Сербии, чтобы призвать её к порядку, организовали албанский кризис в Косово, Орбану создадут газовый".
Однако, это не означает, что российский газ больше никогда не попадёт в Европу.
И точно европейцы не допустят новой монополии - американской.
Сегодня перекрытие поставок российского газа носит вынужденный характер, диктуемый войной с Кремлем. Однако в будущем, в котором эта война завершится, можно будет снова вернуться к этому вопросу. Но на совершенно иных условиях. И их можно понять уже сейчас, считает Эль-Мюрид.
Ключевым условием станет полное и безоговорочное прекращение использования газа в качестве политического оружия, для этого будет создан механизм.
Собственно, он уже создается, пишет журналист: система хабов, закупающих российский газ, и вот с этими хабами Европа и будет заключать договоры на поставку. Это то, что делает сегодня Турция. Хаб будет означать, что никаких прямых поставок из России больше не будет.
В такой схеме вентиль перестанет быть в руках у Кремля, кто бы там ни сидел. И значит, фраза «А кто не купит, тому отключим газ» перестанет содержать в себе хоть какой-то практический смысл. И, конечно, никаких 150 млрд кубометров уже не будет - хорошо, если Россия сможет продавать 100 млрд, да и то на пиках спроса.
Поэтому для России без Путина есть неплохой шанс договориться с европейцами. С Путиным - нет, с ним уже никто ни о чем разговаривать не станет, здесь вопрос закрыт. Европа с Путиным будет разговаривать только через прокурора и судей трибунала, больше никак. С кем-то другим - ну, там видно будет, подчеркивает Несмиян.