С 18 по 21 августа 1991 года существовал ГКЧП — Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Его создатели выступали против подписания нового союзного договора и преобразования СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств, куда планировали войти только 9 из 15 союзных республик. В ОРДО носители идеологии «русского мира» предаются воспоминаниям о том, как лично они восприняли ГКЧП. Их воспоминания публикуют местные СМИ.
Донецкий иеромонах Московского патриархата Феофан (Кратиров):
«19 августа 1991 года я был здесь, в Донецке. С интересом все читал, воспринимал. Тогда казалось, что новая жизнь настанет. Да, юность была таковой, что мы радовались развалу Союза, тому, что теперь все у нас будет на западный манер. На самом деле это было преступление против нас, против жителей Советского Союза и УССР, которое сами пострадавшие от этого преступления воспринимали с радостью и с восторгом. Вот что самое страшное».
Бывший «глава парламента „ДНР“» Андрей Пургин:
«Из Донецка это, в общем-то, не смотрелось гигантской волной, которая разрушит Советский Союз. Но, когда говорят, что Горбачев предатель, это действительно так. Он предал собственное население, потому что у 70−80 процентов населения не было запроса на смену идеологии государства. Он фактически навязал ее сверху».
Донецкий журналист Олег Измайлов во время путча был в Приэльбрусье:
«19 августа 1991 года мы встретили литовских альпинистов, шедших с перевала Северный. У них был кв-приемник. Они сказали: „Горбачев арестован“. Мы не поверили, но на базу вернулись. Приехав с Кавказа в Донбасс, узнал, что газета „Социалистический Донбасс“, где я работал, стала называться просто „Донбасс“».
Донецкий журналист Рашит Шехмаметьев с тех пор не любит балет:
«Меня тогда прибила эта новость об этих событиях. Я могу сказать, я даже не знал, что думать. Какую точку зрения в голове укрепить и чью сторону занять. Потому что я был и за тех, и за других. А чем этот день запомнился вообще? Ну, наверное, как и все, с тех пор я не очень люблю балет».
Что и требовалось доказать: в основе идеологии «русского мира» — реваншизм: тоска по империи и молодости.