26.06.2017
16:07
416

Зачем Путину Telegram и Дуров: «Предателя» надо наказать

Причина давления на популярный мессенджер — не желание получить несуществующие «ключи дешифрования», а попытка устроить демонстративный сеанс «порки предателя». А Павлу Дурову следует радоваться, что дело не коснулось полония.

Об этом пишет Depo.ua.

Скандал с мессенджером Telegram в России набирает обороты. Еще несколько недель назад, когда Роскомнадзор потребовал от компании «зарегистрироваться как организация, которая распространяет информацию» (и, соответственно, предоставить доступ к этой информации спецслужбам, а также за собственные средства обеспечить хранение этой информации в течение года — на случай, если спецслужбам захочется использовать ее позже — это российское законодательство такое, если что) — в конце требований как мантра звучало, что блокировать мессенджер пока никто не планирует.

По мере нарастания давления на генерального менеджера и совладельца Telegram LLC Павла Дурова, можно было предположить, что имеет место некий «эксцесс исполнителя», как-то, что случилось с Google.ru, только чуть более растянуто во времени.

Но после того, как Федеральная служба безопасности России безапелляционно заявила, что теракт в метро Санкт-Петербурга 3 апреля подготовили с помощью мессенджера Telegram, стало понятно, что конфликт перешел в другую стадию. Да и о возможности блокировки Роскомнадзор заговорил уже совсем по-другому.

С такой точки зрения, все это выглядит немного странно. Ибо возможность «индивидуального» съема информации с мессенджера, то есть прослушивание отдельных пользователей, российские спецслужбы, скорее всего, возможность имеют. Если не благодаря самому мессенджеру, то благодаря заражению клиентских терминалов.

Но, с другой стороны, российское руководство любит регулярно поговорить о «достижениях российских ИТ, которые вот-вот снимут страну с нефтяной иглы». И Telegram мог бы быть вполне успешным образцом. Ибо Дуров, хоть и отказался сдавать персональную информацию украинцев с «Вконтакте» во время Евромайдана, воспринимается в России как «все-таки свой».

Не понимает сути и причин «наезда» на свою компанию и сам Дуров. «Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по России Telegram. Только Telegram блокируется, переписки российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и другие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облаку Apple iCloud/Google Drive», — комментирует ситуацию Дуров.

В конце концов, даже тотальный контроль над мессенджером ничего не даст российской власти в плане реальной борьбы с терроризмом. Хотя бы потому, что, если верить разработчикам сервиса, то им пользуются 100 миллионов человек, при том в сервисе проходит до 15 миллиардов сообщений ежедневно. Кто и как их будет читать и контролировать? Программа-бот, которая будет искать слова «бомба в метро», «смерть неверным» и «Ахмад привез патроны»? А если террористы догадаются заменить «ключевые слова»?

Здесь россияне попадут в ту же ловушку, в которой в свое время побывали американцы, с системой тотального перехвата информации «Эшелон». В которой, как оказалось впоследствии, были переговоры самых разнообразных террористов — включительно с теми, которые планировали атаку на Башни-близнецы. Проблема лишь в том, что в миллионах и миллиардах сообщений никто эту информацию заметить и вычленить не смог. Подобные вещи могут помочь в расследовании уже совершенных терактов — но никак не помогут в борьбе с планировкой.

Все это, скорее всего, понимают и на Лубянке. Понимают — но информационную кампанию против Telegram только наращивают. Почему?

Причина, кажется, проста. И заключается она именно в том, что Дуров — хоть и поддержал украинцев, поссорился с ФСБ и Госкомнадзором, сбежал в Сингапур и получил гражданство островного государства Сент-Китс и Невис остается для Путина и российских спецслужб «своим». Которого, теоретически, легче «нагнуть» на сотрудничестве. Чем и занимался Роскомнадзор в течение последних месяцев. А в случае, если не «нагибается» — следует объявить «предателем» и наказать. Чем, похоже, теперь займется ФСБ. Проблема лишь в том, что «нагибать» и «наказывать» кого угодно и как угодно ФСБ может только в России. А Дуров — это средних размеров рыбина из планетарной «экономической реки», чей бизнес охватывает десятки стран. О чем Павел совершенно откровенно говорил еще два года назад:

«Что касается Telegram, то проект как не выдавал, так и не будет выдавать личные данные и ключи шифрования третьим сторонам. Мессенджер популярен среди десятков миллионов пользователей на десятках рынков, и угроза блокирования на одном или двух из них не повлияет на его политику конфиденциальности».

Дуров, очевидно, посчитал — и решил, что сотрудничество с российским режимом из-за потери имиджа на других рынках ему просто не выгодно. Ничего личного — просто бизнес. Зато у российских спецслужб и их реального руководителя — все может быть с точностью до наоборот. Бизнес-бизнесом, а «предателя» надо наказать. Будем надеяться, что дело ограничится блокировкой Telegram в России, а не гонцами с полониевым чайком, которых порой направляли с Лубянки к другим «предателям».

Новости по теме

25.06.2017
259
Дуров продолжает «щекотать нервы» Роскомнадзору: Контакта с ним нет
Дуров продолжает «щекотать нервы» Роскомнадзору: Контакта с ним нет
28.06.2017
143
Дуров предоставит данные Telegram Роскомнадзору
Дуров предоставит данные Telegram Роскомнадзору
22.04.2018
267
Роскомнадзор объяснил блокировку Google
Роскомнадзор объяснил блокировку Google
13.05.2024
224
Путин уволил Шойгу с поста министра обороны
Путин уволил Шойгу с поста министра обороны

Новости партнеров

Загрузка...