Находясь в заключении, режиссеру Олегу Сенцову довелось пообщаться с сотрудником ГРУ и «ополченцами», которые подтвердили непосредственное участие в войне на Донбассе российских войск и спланированный заранее захват Крыма. Об этом он рассказал в интервью изданию «Новая газета».
По словам Сенцова, с ГРУшником он встретился в ростовском суде, их дела слушались параллельно. Этот персонаж участвовал в захвате Крыма, а затем стрелял в украинцев под Иловайском.
«Я увидел человека, который прямо об этом говорил. Ему не было смысла врать, потому что он садился в тюрьму… Мне было интересно узнать у него, что же там было. Я был поражен, что еще 24 марта, за три дня до захвата зданий [Верховного совета и Совета министров Крыма, — НГ] они перевезли из Новороссийска в Севастополь военные катера. Оперативный план захвата Крыма появился за несколько дней. И второе: „Под Иловайском, — он говорил, — все основные вещи делали мы. С ополченцами мы не контактировали“. Все основные бои 2014 года, которые нанесли ущерб украинской армии, вела российская армия», — сообщил Олег.
ГРУшник рассказал, что «ополчение» проигрывало, и к осени 2014 года «ДНР» уже бы «запинали», если бы Россия не вмешалась. При этом Олег подчеркнул, что не испытывал ненависти к этому человеку, так как тюрьма уравнивает всех не хуже смерти. Он объяснил, что судили россиянина вовсе не за военные преступления: «Бытовуха. ГРУшники привыкли убивать. Он встретил полицейского, тот сделал ему замечание, и он его просто убил».
Еще двоих граждан РФ, примкнувших к незаконным вооруженным формированиям на Донбассе, Сенцов встретил во время этапирования. Один из них был совершенно невменяемым — «то вешался, то вскрывался». А второй — «домашний мальчик, такой комсомолец, 21−22 года».
«Он был в розыске в России за экстремизм и в 2014 году приехал в „Новороссию“ строить новую Россию, независимую от России. За год с него это все, конечно, сошло. Я спросил: „Сколько ты воевал?“ — „Был в одном бою“. — „Что за бой?“ — „По нам стреляли, мы бежали“. В остальное время они что-то охраняли… Все проходило под российским кураторством, он это увидел и был в шоке: шел против Путина, а оказывается, опять за Путиным пошел», — рассказал Олег историю парня.
Он спросил у бывшего «ополченца» — как вы, якобы «народное ополчение», могли противостоять регулярной армии Украины, на что надеялись? И услышал в ответ — «А че, у нас всего было больше: танков больше, „градов“ больше, артиллерии больше. Конечно, нас не могли победить».
«Откуда все это? Он понимал, — сказал Сенцов. — Потом он поехал в Ростов отдохнуть, где-то напился, его забрали в полицию, обнаружили, что он в розыске, и забрали. Ненависти к нему я не испытывал. Такой гусенок, че, бить его за это?»