В «СИЗО» неподконтрольного Украине Донецке из-за постоянных пыток совершил попытку самоубийства украинский активист Григорий Синченко, который находится в плену НВФ в третий раз. Об этом сообщила уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.
По ее словам, дончанин был студентом Симферопольского университета, в котором учился на политолога, однако, после аннексии Крыма Синченко отказался писать заявление о переводе в российский вуз, из-за чего был отчислен.
В 2016 году он приехал в неподконтрольный Украине Донецк, чтобы восстановить документы по инвалидности, так как с детства имеет заболевание позвоночника, и 2 декабря был задержан вооруженными людьми по обвинению в работе на Украину.
В «СИЗО» куда его поместили, он пережил жестокие пытки: его подвешивали за наручники, били до потери сознания и пропускали сквозь тело ток. Во время одной из пыток он получил разрыв легких, что в дальнейшем повлекло за собой заболевание туберкулезом. Синченко удалось освободить во время большого обмена в декабре 2017 года.
Позже Синченко решил отомстить за пытки и снова уехал в Донецк, где в октябре 2019 года устроил акцию против пыток — взорвал станцию сотового оператора «Феникс». Он выложил видео в YouTube, подписав: «Это сделано с целью привлечь внимание к нечеловеческим пыткам в подвалах МГБ. Народ Донбасса должен выйти на акцию протеста против пыток или фашистская республика останется без связи».
Его сразу же задержали сотрудники так называемого «Министерства государственной безопасности», и он второй раз оказался в плену. В конце мая 2020 года парню удалось сбежать из донецкого изолятора временного содержания, но через месяц его снова задержали. Денисова пишет:
«Синченко фактически в третий раз находится в плену подконтрольной России оккупационной администрации. Жестокие пытки довели его до попытки самоубийства. Находясь в полном отчаянии, Григорий собственной кровью написал на стенах камеры „СИЗО“ № 5 имя палача — Стас Кошевой».
По ее словам, такие действия в отношении Синченко являются нарушениями не только украинского законодательства, но и норм международного права, в том числе Женевских конвенций 1949 года о правилах ведения войны, Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям от 1977 года и Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека 1950 года.
Она обратилась к координатору от ОБСЕ в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Шарлотте Реландер и руководству Международного комитета Красного Креста в Украине с просьбой содействовать оказанию медицинской помощи и освобождению Синченко.