Сегодня, 31 мая, в Украинском кризисном медиа-центре на пресс-конференции главред издания «Украинская Правда» Севгиль Мусаева-Боровик и парламентарий Сергей Лещенко рассказали о «черной бухгалтерии» Партии Регионов, попавшие к ним в этом году от источников, которые держатся в секрете. Список доступен для просмотра здесь.
Обнародованная информация имеет отношение к периоду избирательной кампании выборов в ВР 2012 г. Лещенко отметил, что эти бумаги попали к нему в начале нынешнего года, однако чтобы проверить данные, а также перевести их в удобный для чтения формат, потребовалось время. Севгиль Мусаева-Боровик, в свою очередь, сообщила, что получила их в начале мая 2016 г. В документах указаны суммы, назначения и получатели средств, заверенные подписями членов партии и ЦИК. Подлинность подписей еще должна подтвердить экспертиза, но журналисты не сомневаются в достоверности данных.
Период документов — июнь-декабрь 2012 г., т. е. предвыборной кампании в ВР и формирования большинства в новом парламенте. Расходы составили около 66 млн долларов (расходы на выборы крупнейших партий до девальвации составляли в докризисное время приблизительно 100 млн долл). Предполагается, что в эти цифры входят лишь неофициальные расходы, туда и не вошли платежи, выполненные по безналу. «Наиболее вопиющее — это взятки членам ЦИК (в общей сложности 3 млн. долларов). Это деньги, которые платились разным силам, в том числе это партия „Наша Украина“ и Коммунистическая партия», — заявил Лещенко.
Основные кураторы — экс-глава бюджетного комитета Евгений Геллер (сейчас нардеп ВР от «Видродження», близкий к Игорю Коломойскому) и Виталий Калюжный. Они получали крупные суммы на финансирование деятельности партии. Среди расходов 100 тысяч долларов на международный пиар Партии регионов. Документы свидетельствуют о «тушках» и скупке голосов в прошлой ВР. Так, фигурантом является Виктор Рыбаков, получавший деньги за голосование.
Кроме скупки голосов в ВР и платежей членам ЦИК, это обычная теневая бухгалтерия партии, которая выплачивает сотрудникам зарплаты в конвертах, а журналистам — наличные за «джинсу». Вопросы вызывает неуплата налогов с полученных доходов. Между тем, некоторые суммы могут удивить: так, зарплата известного медиа-менеджера Алексея Мустафина составляла 20 000 долларов в месяц.