name
Наталия Казённова
14.03.2018
459

Жизнь продолжается

…До сих пор не могу вспомнить, как возвращалась домой с проукраинского митинга 13 марта. Пошла на 14-й или ехала на «десятке»? Это точно был общественный транспорт. Флажок Украины со сломавшимся пластиковым древком лежал на дне сумочки. Идти с ним в руках было опасно. Смертельно опасно.

Уже дома я узнала о первой смерти на проукраинском митинге в Донецке. Имя Дмитрия Чернявского назвали не сразу, но сомнений не было: убили нашего. Все внутри отчаянно кричало «нет», а пальцы тем временем печатали пророческий пост на Фейсбуке…

Спустя четыре года я вновь пришла на митинг. В Киеве на Майдане к дончанам присоединились луганчане. Вместе мы почтили память Героев Украины Дмитрия Чернявского, Владимира Рыбака и еще десятков уроженцев Донетчины и Луганщины, которые погибли за время войны на востоке Украины.

В будний день на митинг пришли те, кто смог, — всего около сотни человек. Но все равно создалось ощущение — дома, среди родных лиц, с кем стояли бок о бок тем вечером.

Было много камер национальных каналов, журналистов ведущих радиостанций и онлайн-медиа. Дончане вспоминали, вновь переживая ужас вечера 13 марта 2014 года. Кошмар, который не забывается и не становится страшным сном.

Но кое-что меняется. Участники митинга на сцене и в разговорах между собой вспоминали Дмитрия и погибших побратимов, памятный митинг. А затем переходили на разговоры о дне сегодняшнем, будущем и позволяли себе простую человеческую радость встречи со знакомыми и друзьями.

Самым трогательным и воодушевленным стало выступление Владимира Фомичева, активиста донецкого Евромайдана, который провел в плену «ДНР» почти два года и был освобожден в декабре 2017 года.

«Для нас очень важно дальше реализовывать реформы в нашей стране, потому что эти люди [Дмитрий Чернявский и Владимир Рыбак] хотели, чтобы страна менялась и становилась лучше. Если мы сделаем так, что наша страна будет сильной, независимой, обороноспособной, услуги (медицинские, — ред.) будут доступны всем людям, мы вступим в Евросоюз, это будет та победа, которую мы принесем Дмитрию Чернявскому и Володе Рыбаку», — сказал Владимир Фомичев.

Затронули дончане и болезненные темы, связанные с возвращением в освобожденный Донецк. «Давайте будем честными. Если бы не те люди (коллаборанты, — ред.), мы бы с вами здесь собирались по другим поводам — на концерты, праздники. Но мы бы не собирались на митинги памяти наших погибших. Мы должны собираться каждый год и напоминать друг другу, миру, Европе, миру, киевлянам, всей Украине, что дончане за Украину. И именно мы с вами — тот голос Донбасса, который должен услышать весь мир и вся Украина», — подчеркнул доброволец батальона «Артемовск», историк Виталий Овчаренко.

Традиционно организаторами митинга выступила общественная организация «Українська народна Рада Донеччини та Луганщини».

«Сегодня мы говорим о вас, о тех, кто свидетели того, что Донбасс, Донетчина и Луганщина — это Украина. И я бы хотел, чтобы вы своими ежедневными поступками продолжали по сантиметру возвращать нашу землю. Независимо от того, вы на фронте, волонтер, журналист или просто порядочный человек. Я очень счастлив, что мы сегодня собрались, несмотря на то, что есть такой печальный повод. Я верю, что рано или поздно мы вернемся в свои дома, возможно, не все, возможно, нескоро. Но я уверен, что мы отдадим все свои долги. Каждая смерть, каждая несправедливость будет наказана», — сказал председатель правления УНРДЛ Святослав Федорчук.

…После митинга участники традиционно расходились группами — активисты донецкого Евромайдана, друзья, которые давно не виделись, старые знакомые по Фейсбуку и новые в реальной жизни.

Нас подхватывала суета Хрещатика и уносили на разные берега поезда метро. Через год я вряд ли вспомню, как возвращалась домой 13 марта 2018 года. Обычный вечер, спокойный и мирный, как и сотни вечеров за годы жизни в Киеве.

И я знаю, что и за это тоже отдали жизни Герои Украины Дмитрий Чернявский, Владимир Рыбак, десятки и сотни тех, кто стали побратимами Небесной сотни. Вечная память и безграничная благодарность за наше право жить здесь и сейчас.