Он был ранен и пропал во время боя в районе Попасной в конце мая. Позже стало известно, что бойца нет в живых, а его тело, которое еще предстояло вернуть, находится на неподконтрольной территории. Об обстоятельствах гибели бойца 54-й ОМБр, сапера Бориса Степанченко, рассказали журналисты издания OBOZREVATEL.
Борис Николаевич Степанченко родился 22 июня1984 года в селе Самойловка Александровского района Донецкой области. До войны работал водителем на шахте «Новодонецкой» ДТЭК «Добропольеуголь». В прошлом году Борис принял решение идти воевать и подписал трехлетний контракт на воинскую службу в конце июля 2018 года. В зону ООС он попал 10 ноября в качестве сапера 1-го отделения инженерно-саперного взвода 2 батальона 54-й ОМБр.
Побратимы Бориса рассказали, что 27 мая появилась информация о повышенной активности противника вблизи позиции бригады, расположенной в районе Попасной. В небо был запущен БПЛА, «чтобы посмотреть, что да как», однако члены НВФ его сбили.
«Упал он неподалеку от наших позиций — в траву. И комбат сформировал группу, которая должна была разведать местность, посмотреть, можно ли этот беспилотник забрать. Это ведь — „глаза“ наши… Сейчас все зазеленело, ярочки-лесочки… Можно подобраться очень близко», — рассказали в бригаде.
Борис шел первым. За 5 лет войны на Донбассе было установлено множество растяжек и мин. Поэтому присутствие в каждой выдвигающейся на задание группе — вопрос сохранения жизни. Это помогает защитить бойцов от подрыва, но не спасает от засады противника.
До места, где предположительно упал беспилотник, они не дошли метров 300. Внезапно раздалась автоматная очередь и Борис упал. Разгорелся бой и раненого бойца забрать не смогли.
«Ребята корят себя за это. Хотя все мы понимаем: в тех условиях при попытке забрать его под обстрелом — просто положили бы еще хлопцев… Не было возможности забрать. Не было», — говорят в бригаде.
После боестолкновения украинские военнослужащие увидели с наблюдательной вышки, что члены НВФ увели на свою позицию человека с заломленными руками. Было не известно Борис это или нет, но появилась надежда, что он все-таки жив. Надежда окрепла еще больше, после того как участники проекта «Эвакуация 200», которых срочно подключили к поиску раненого сапера, сообщили, что он может находиться в госпитале в неподконтрольном Первомайске луганской области. Однако спустя сутки стало известно — Борис Степанченко погиб.
Его разыскивали двое суток. Поисковики проекта «Эвакуация 200» проверяли информацию о возможном нахождении Бориса в больнице Первомайска. Когда же она не подтвердилась, снова были запущены беспилотники. С их помощью тело бойца было обнаружено в «серой зоне», на минном поле.
Так как тело бойца оказалось намного ближе к территории, контролируемой противником, Бориса Степанченко забрали в один из моргов на «той стороне». Переговоры по поводу передачи тела сапера шли непросто. Украинский представитель в Трехсторонней контактной группе в Минске просил сделать это как можно быстрее, однако представители «ЛНР» отвечали категорическим отказом. Все эти дни круглосуточно дежурила машина, готовая в любой момент забрать погибшего бойца. Но обмен состоялся только 31 мая, в 9:30, недалеко от моста через Северский Донецк, вблизи населенного пункта Счастье.
Близкие Бориса — родители, сестра, жена и две дочки — до последнего надеялись, что он жив, пусть даже и в плену. Когда же данные о гибели подтвердились, они обвинили побратимов Бориса в том, что не забрали его, оставив умирать на месте боя. Масло в огонь активно подливали пророссийские СМИ так называемых «республик», которые твердили, что «его бросили, и он 5 часов истекал кровью и звал на помощь».
Однако предварительные результаты судмедэкспертизы показали: причиной смерти стала пуля, попавшая погибшему герою в печень. По словам специалистов, он действительно истек кровью, но не за 5 часов, а за несколько минут. Спасти бойца, да еще в разгар боя, было невозможно.
«Он был хорошим парнем. У нас здесь, как и в мирной жизни, разные люди встречаются, сами понимаете. Но Боря был действительно очень хорошим человеком. И на удивление позитивным», — вспоминают о нем в бригаде.
По досадному недоразумению, у побратимов Бориса не оказалось его фотографии, поэтому и печальная новость о гибели была опубликована на странице 54-й ОМБр в Facebook без снимка. Взглянуть в последний раз на погибшего не смогут и родственники. Тело слишком долго пролежало под палящим солнцем из-за долгих поисков и переговоров. Похоронят Бориса Степанченко в закрытом гробу.