Бывший сотрудник Государственного НИИ органической химии и технологии Владимир Углев, который был одним из разработчиков «Новичка» считает, что российского оппозиционера Алексея Навального отравили небольшим количеством этого вещества. Об этом он сказал в интервью DW.
По словам ученого, ранее он сначала сомневался, действительно ли политика отравили именно «Новичок».
«Да, я так думал, потому что от „Новичка“ симптомы проявились бы моментально», — отметил Углев.
Углев добавил, что теперь после выводов немецких специалистов он считает, что. для отравления Навального было использовано очень малое количество вещества. Это могло быть одно из четырех сообщений из группы «Новичок» А-230, А-232, А-234, А-242 или их аналоги, которые были разработаны в СССР еще в 1980−90-е годы и имеют чрезвычайно высокую токсичность.
Так, когда еще не было известно, что это. Однако сейчас, когда немецкие специалисты сказали, что это вещество из группы «Новичок», его мнение изменилось.
«Да, сейчас можно предположить, что вещество было очень точечно отдозировано. Думаю, что не более 2−4 мг. Проявление симптомов и их наличие зависит от количества вещества. При таком минимальном поступлении симптомы могут быть очень неясно выраженными, такие как миоз (суженые зрачки — Ред.). В таком случае, скорее всего, вещество было получено перорально (путем проглатывания — Ред.), поэтому вообще какие-то проявления, кроме миоза, вряд ли были «, — рассказал он.
Ученый отметил, что симптомы отравления в таких случаях должны быть не столь ярко выраженными и проявляться не моментально, а в течение нескольких часов.
«Применили его, когда он как раз находился в кафе и пил чай. Кто-то каким-то образом запустил пакетик с этим веществом в чашку чая или в сахар. Понимаете, опасность заключалась в следующем: подавали чай только для одного Алексея и или совершенно точно знали, что не должен употреблять только Алексей? Здесь нужно знать совершенно точно, что чай пьет только один Алексей, а остальные чай не пьют. Вот это нужно было знать. А если бы, допустим, все трое заказали чай, то, скорее всего, исполнитель во все три чашки добавил бы эти пакетики и все трое могли бы получить аналогичные поражения», — отметил он.
При этом он считает, что для он безопасен для окружающих и нет такой опасности, как во время отравления экс-шпиона ГРУ РФ Сергея Скрипаля в британском Солсбери.
«В случае с Алексеем такой опасности для других не было. Ну, в том случае, если только, допустим, его бы вырвало, а кто-то эти рвотные массы съел бы. Это виртуальная опасность. А в Солсбери было такое количество применено, что можно было несколько тысяч человек отравить. Здесь совершенно очевидно, что диверсию совершили именно точечно», — считает разработчик.
Углев не смог спрогнозировать, что ждет Алексея Навального дальше, поскольку за 15 лет практики не сталкивался со случаями выздоровления.
«Я в своей 15-летней практике не сталкивался со случаями выздоровления людей, потому что они были поражены, как правило, очень большими дозами, сознательно смертельными. И не выживали. И поговорить с ними не было возможности. Что может произойти, это медики должны говорить. Я не медик, поэтому я не берусь … Но поражения могут быть достаточно серьезными, хотя все зависит от того, какое количество вещества и куда попало», — заключил ученый.