Воюющие против ВСУ в подразделениях НВФ местные «ополченцы» разочаровались в «республике» и больше не хотят воевать за нее. Об этом сообщил украинский журналист, бывший пленник «ДНР» Станислав Асеев в интервью писателю Сергею Жадану для «Радио НВ».
Он вспомнил о начале войны в неподконтрольной Украине Макеевке Донецкой области и рассказал, что в первые годы войны, часть местных жителей «шла воевать за Россию»:
«Мое окружение восприняло [войну] очень специфично. Только у них появилась возможность влиться в эти незаконные вооруженные формирования, все мои сверстники туда пошли. Я специально считал: 21 человек из моего дома в Макеевке. И это все люди, с которыми я рос, прожил всю жизнь».
Асеев признал, что окружающие его люди менялись на глазах и он видел это, когда общался со знакомыми с подобными взглядами в 2015—2016 годах:
«Это действительно было какое-то зомбирование — настолько мощной была пропаганда, они вдруг просто начали ненавидеть все связанное с Украиной. Прежде всего, с профессиональной точки зрения мне было интересно, за что они воюют. Должен сказать, что они все воевали за Российскую Федерацию, то есть ни о какой „республике“ речь там не шла, потому что в 2014 году все были убеждены, что буквально на следующей неделе снова будет „референдум“, на него уже вынесут вопрос о вхождении в Российскую Федерации, будет как с Крымом. Такое им рассказывали в их частях».
В то же время, уже в 2015—2016 годах представители незаконных вооруженных формирований начали понимать, что «что-то складывается не так, как они это себе представляли». При этом из 21 человека из его дома в Макеевке по состоянию на начало 2017 года уже никто не воевал. Кто-то погиб, а другие больше не видели смысла продолжать:
«В основном они уволились и сказали «Я шел не за это»… Я всегда спрашивал их: а зачем же вы три года воевали? Вы же понимали, что, во-первых, вас могли убить; во-вторых, вы убили людей и ничего не получили. А что они могут сказать? «В 2014-м мы думали, что будет Россия. Сейчас России нет, и уже очевидно, что не будет».