Главной загадкой, которую теперь, скорее всего, будет просто не узнать - под чьи гарантии и под какой проект возвращался Навальный в 2021 году. Скорее всего, предполагался проект «Мандела» с торжественным выходом из тюрьмы и сразу же с президентством на внеочередных выборах. Но для этого, понятно, требовалась малость - чтобы место, на которое он прилетел, освободилось.
Об этом пишет российский журналист Анатолий Несмиян.
"Понятно, что такие гарантии и такой проект могли быть только внутрироссийскими (с обязательным информированием внешних спонсоров, конечно). И это должны были быть люди из самого близкого окружения и с силовой составляющей. Которые уже не видели иного способа выскочить из ситуации, в которую они попали благодаря очевидно поехавшему вождю. При таких вводных кандидатов на гарантии не так уж и много - от силы человек десять. А то и того меньше".
Однако нюанс в том, пишет Несмиян, что российская система управления уже не способна к реализации никаких проектов. Вообще. Она деградировала ниже той черты, за которой любой проект может быть доведен до конца. Тот же Путин, запустив проект трансферта власти в январе 2020 года, уже к апрелю-маю того же года был вынужден его сворачивать и лихорадочно переходить к нелепым импровизациям с «обнулением», которое совершенно не предполагалось сначала.
Возвращение Навального было настолько откровенно-нарочитым, что даже полный даун забеспокоился бы - а что, собственно, происходит? И раз такой вопрос возник, то скорее всего, проектировщиков и гарантов вычислили быстро и споро. При этом нужно понимать специфическую особенность нынешнего российского нобилитета: это достаточно возрастные люди. А значит, психологически не способные к рискованным и нестандартным решениям. Неспособны проявить обычную смелость. Поэтому когда что-то пошло не так, они не рискнули и не пошли ва-банк. На чем всё и сдулось.
Эта неспособность к игре ва-банк, когда на кон ставится всё, вполне объяснима: в подобных ситуациях ты выигрываешь не слишком много, но проигрываешь всё. Поэтому даже Пригожин, который вроде бы был и решительным, и точно не трусом, точно так же не пошел на Москву, а стал играть в эту игру и проиграл.
Ну, и еще два момента. Как раз почти два года назад состоялся Совбез, на котором практически в прямом эфире от каждого высшего нобиля Путин потребовал прямо, четко и ясно высказаться за проведение спецоперации. Классическая омерта, когда каждому дают в руки пистолет, чтобы тот выстрелил в жертву и в дальнейшем уже не мог отмазаться. Клятва на крови, ничего нового.
Единственный, кто публично не высказывался - новый министр МЧС. Так как менее чем за полгода до клятвы на крови при предельно странных обстоятельствах погиб старый министр. Связана ли смерть Зиничева со всей этой историей - кто знает. Но умер он, прямо скажем, загадочно. Его смерть сильно похожа на смерть более мелкого фигуранта - военкора Татарского. Взрыв на Университетской набережной в апреле 2023 был явным приветом и предупреждением человеку, который содержал Татарского. Конечно же, я имею в виду ныне покойного Пригожина. Поэтому гибель Зиничева тоже могла быть приветом тому, чьим человеком министр был. Четким, внятным и понятным посланием. Чётче не бывает.
В любом случае гарантии Навальному не сработали, и его банально бросили. Наниматели просто умыли руки, так как провалили всё. Всё остальное было уже следствием.