На данный момент сотни украинцев остаются в плену членов НВФ «ЛДНР» на Донбассе. Так как переговорный процесс об обмене удерживаемыми лицами затянулся, то пока нет никаких подвижек в этом вопросе. По последним спискам, которые имеются в Трехсторонней контактной группе, Украина требует к обмену 297 человек. При этом около 190 человек считаются пропавшими без вести. На данный момент их место пребывания неизвестно, как и то живы они или нет.
Украинские правозащитники отмечают, что во время ожесточенных боев в плен к членам НВФ попадали в основном украинские военные, однако за годы войны технологии «пополнения» тюрем, СИЗО и колоний несколько изменились. Представительница украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Татьяна Иванова отмечает:
«Любые жалобы соседей, знакомых, близких. Кому-то что-то показалось, что-то нашли в телефоне при пересечении линии разграничения. Захотели забрать бизнес, узнали что имеются финансы. Все те же самые причины, что были начиная с 2014 года. По всем этим причинам человек может оказаться за решеткой, потому что кому-то был нужен либо его бизнес или деньги».
При этом в ОРДЛО пленные пребывают в условиях, гораздо худших обычных тюремных камер или изоляторов, где отсутствуют любые соблюдения прав человека. Применяются пытки, издевательства, насилие.
Также правозащитники дали рекомендации, что делать в том случае, если родственника задержали на неподконтрольной Украине территории Донбасса:
- Постарайтесь выяснить, какая именно структура НВФ провела задержание и где сейчас находится человек.
- Написать заявления о похищении человека в полицию и координационный центр СБУ 0 800 501 482.
- Следить, чтобы похищенного добавили в список на обмен. Такие списки удерживаемых ведутся как с украинской стороны, так и со стороны НВФ.
Также правозащитники добавили — не сообщайте о похищении в СМИ, если человек, не являясь военнослужащим, открыто выражал поддержку украинской власти. В таком случае вы исключите вариант освобождения пленного самими же членами НВФ. Как отмечают правозащитники, чем больше о пропавшем информации, тем он ценнее.