Шахты, расположенные на неподконтрольных Украине территориях Донбасса с начала боевых действий постепенно начали приходить в упадок. Однако, до марта 2017 года большая их часть находилась под юрисдикцией Украины, поэтому горняки получали зарплату вовремя. Шахты, захваченные НВФ, в основном сразу были уничтожены, или же добывали уголь по схемам «руководства республик», поэтому шахтерам «перепадали крохи». Об этом пишет донецкий блогер «Злобный Укр».
По его словам, после «национализации» предприятий угольной промышленности, на смену украинскому руководству, пришла команда ВТС, которая, наладив схемы, создала дефицит зарплат шахтерам. «Злобный Укр» пишет:
«Шахтеры работали, деньги разворовывались, уголь уходил по схемам, распиливались деньги и делились кланово. И это не смотря на 50 миллионов тонн, которые вывезли с 14 года из Донбасса — шахтеры, в большинстве своем, получали ноль.3-х годичное правление НВФ показывает, что уголь идет стабильно по схемам: по моим данным, за это время „руководство республик“ и Курченко распилили около 600 миллионов долларов. Только шахты так и не обеспечены техникой для работ или проводят ремонт того что есть, используя остатки украинских
запасов запчастей (но и эти запасы уже подошли концу или просто банально сданы на металл)».
Несмотря на сложную ситуацию с зарплатами, бастовать местные шахтеры боятся. Блогер пишет, что горняки попробовали бастовать в 2020 — на шахте им Засядько были две забастовки по поводу зарплат. После акции протеста было уволено 50 человек, остальные лишены премий, а списки забастовщиков переданы в «МГБ ДНР», где их проверяются на предмет типа «укрдиверсионной
деятельности». «Злобный Укр» отмечает:
«Также опустили и шахтеров в „ЛНР“, на шахте Никанорово — тоже дали зарплату, потом уволили 35 человек, а остальные проверку пройдут в местных карательных органах. Шахтеры понимают, что они стали заложниками и нельзя выступить против „властей“, так как будут наказаны, даже если это будит показано в эфире местных тв каналов. Также есть у шахтеров тотальный страх — при случае ты легко завтра окажешься на подвале, где из тебя выбьют признания в том, что ты мешаешь жить „республике“».