Жители ОРДЛО, живущие пятый год в состоянии социально-политической неопределенности, имеют несколько основных ментальных отличий от жителей подконтрольных Украине районов.
Об этом в интервью «Радио Свобода» рассказал социальный психолог, доктор психологических наук Вадим Васютинский.
По мнению эксперта существует три-четыре основные отличия, которые характерны для жителей Донбасса, но по которым жители этих двух подрегионов уже отличаются между собой.
» Первое — дезориентация: эмоциональная, политическая, психологическая. На подконтрольных территориях она меньше, и здесь люди относятся критически к тому, что произошло. Она сильнее у жителей оккупированных территорий, в частности, оценка того, что произошло.», — сказал Васютинский.
Психолог пояснил, что он опросил 50 человек, из которых большинство среднего-летнего возраста, потому что молодежь через линию разграничения почти не ездит.
«Идет не то, что переоценка, нельзя сказать, что они уже полюбили Украину, идет процесс. В них преобладает немного раздраженное отношение к Украине, а с другой стороны, уже во многом развенчан миф, что „Донбасс всех кормит“. И что меня удивило, отношение к России сдержанно негативное», — отметил он.
Второе — напряженно негативная оценка киевской официальной власти. Это то, что жителей подконтрольной части Донбасса очень сильно сближает с тем, что, например, говорят во Львове.
«При этом, когда прямо спрашивать, кто виноват, звучит, что виновата Россия. Зато, если не спрашивать конкретно, виновата Россия, тогда Россия звучит мало. А виноваты Порошенко и киевская власть, украинское государство, которое ведет войну на Донбассе. Это очень опасный феномен. И он далек от объективной оценки. Но субъективно в людях есть это раздражение по всей территории Украины», — пояснил Васютинский.
Он пояснил, что люди на неподконтрольной части тоже недовольны киевской властью, но иначе.
«Там больше звучит мотив, что власть не хочет вести переговоры. В их понимании, чтобы прекратить войну, нужно сесть и договориться. Основной вариант — Киев с Донецком или Луганском. В их понимании это допустимо и возможно», — рассказал психолог.
Третьей чертой, является отсутствие видения будущего. У людей, живущих в ОРДЛО, сильно ощущается отсутствие образа будущего.
«Я спрашивал у тех 50 человек об их жизни через пять лет, о Донбассе через пять лет. И буквально несколько человек пытались что-то сказать, а абсолютное большинство — нет. Не скажу, что в Киеве или в Мариуполе все знают ответ на вопрос о будущем, но в ОРДЛО ощущается тотальная нехватка представление о будущем. И сегодня это тот пункт, через который можно проникать в их сознание. Создавать привлекательный образ будущего Донбасса в Украине», — заключил он.