Донецкий блогер Макс Баринов в своем блоге на «Обозревателе» отмечает, что за годы войны на Донбассе численность местного населения заметно снизилась, однако точных цифр не знает никто. По его словам, статистика, приводимая «администрациями ОРДЛО» абсолютно не соответствует действительности.
Баринов пишет, что даже в неподконтрольном Украине Донецке очень малолюдно:
«Людей в Донецке мало, особенно это заметно в центре вечером. И дело не в безлюдных улицах, а в пустоте, которой веет от темных окон. На улице Артема таких, наверное, половина. Машин больше, чем людей. Почти все с номерами DNR, регистрация обязательна. Все „старые“ строительные работы давно приостановлены».
Также, он напомнил и о проблемах в производственной и промышленной сферах ОРДО:
«Шахтеры работают не в полную силу — несколько дней в неделю. Люди вынуждены либо уезжать, либо искать нелегальный бизнес. Вернулись так называемые копанки (место нелегальной добычи полезных ископаемых). Где-то режут последние трубы водоснабжения, где-то демонтируют электрокабели и снимают рельсы. Это тенизация никем не признанной территории. Либо же людям приходится зарабатывать с автоматом в руках. Часть предприятий продолжают работать — в каждой сфере что-то функционирует, хоть и не на полную мощность. Но все же основная часть предприятий была закрыта, остановлена, разграблена и т. д».
В «республиках» отмечается и серьезный дефицит врачей, так как зарплаты у них очень низкие и на фоне членов НВФ это выглядит вообще смехотворно:
«Не хватает врачей. Например, в Луганске некомплект врачей и среднего медицинского персонала — более 50%, тогда как в Донецке эта цифра составляет более 40%. Средняя зарплата в медучреждениях — на уровне 9 тысяч российских рублей (около 3600 грн). При этом человек с автоматом там получает вдвое или втрое больше. Так как система здравоохранения была разорвана, возник дефицит препаратов для больных тяжелыми формами лекарственно-устойчивого туберкулеза. Многие люди страдают от недостатка инсулина, не хватает лекарств для онкобольных».
В то же время, Баринов признает, что экономически реинтегрировать в Украину регион можно, так как есть механизмы, фонды и международные партнеры, которые помогут возродить Донбасс:.
«Необратимых изменений в сознании людей мы также не видим. Опросы, которые удалось провести, свидетельствуют, что подавляющее большинство людей там — более двух третей — так или иначе связывают свое будущее с Украиной. Они хотят, чтобы конфликт закончился, хотят иметь нормальную работу и не бояться за своих детей».