Решение о том, что Александр Захарченко будет «главой ДНР», было принято в начале августа 14-го года в российском городе Ростове, где экс- «премьер ДНР» Александр Бородай представил его экс-помощнику президента РФ Владиславу Суркову. Об этом пишет «военкор ДНР» Владлен Татарский.
По его словам, на тот момент в ОРДО было достаточно «претендентов» на данный пост — Гиркин, Безлер, Ходаковский, Пушилин, Пургин и Губарев. Татарский пишет, что Губарев «никак не тянул на такую ответственную и почетную должность, так как никакого влияния в республике у него не было».
Андрей Пургин, по мнению Татарского, был тем человеком, которого можно поставить лишь на ту должность, которая будет являться формальной. Пушилин «просто еще не дорос до такой должности». «Военкор» пишет:
«Конечно, Гиркин и Безлер обладали куда большими военными заслугами, но Гиркин по понятным причинам не мог возглавить республику. Безлер зарекомендовал себя как неоднозначный деятель с экзальтированным поведением и многочисленными темными историями, которые ему простили в силу особых заслуг. Такой человек, конечно, не мог стать главой республики, иначе вся республика превратилась бы в одну большую Горловку».
По словам Татарского, главным конкурентом Захарченко был на тот момент командир НВФ «Восток» Александр Ходаковский, однако, его репутация была подорвана тем, что когда Гиркин вошел в неподконтрольный Украине Донецк, между «Востоком» и подразделением Гиркина были «непростые отношения. Он пишет:
«Захарченко же, напротив, постарался найти компромисс и пытался взаимодействовать, что говорило о его дипломатичности. Возможно, действительно Ходаковский вел себя слишком независимо, и это в конечном итоге послужило выбором в пользу Захарченко. Эти люди впоследствии относились к друг другу настороженно, но однажды поклялись на Священном Писании, что не убьют один другого. Это говорит, что обоим было присуще понятие чести».