1 марта 2014 года в Донецке все резко изменилось. Дух относительно спокойного февраля из него ушел сразу, как только наступил первый день весны. С этого момента все будет тревожно, горько и страшно. Это день, когда в Донецке начали падать украинские флаги. Когда цинизм перехлестнул через все ограждения и залил собой улицы. День, когда впервые по городу ударили холодные флаги чужой страны. Они были похожи на пощечины.
1 марта 2014 года на площади Ленина в Донецке прошел первый митинг «русской весны». Формально другие акции уже проходили и ранее, но именно эта запомнилась и массовостью, и открытостью использования циничных лозунгов (вроде «Беркуту» — да!»), и большим количеством российских флагов. Они появились на улицах буквально в одно мгновение — дончане иронизировали, что кто-то шил эти флаги всю ночь. Но нет. Это была первая «гуманитарная помощь» из страны, которая стремительно переставала быть братской даже на словах.
«Беркут! Беркут!» — с этих слов начинается видео с площади Ленина. Бабушки, увешанные лентами в цветах российского флага, пугают окружающих войной. «Мы пережили одну войну — с немцами. Мы пережили фашизм. Зачем вы нам это делаете?» — ругаются они на Майдан, который потрясал Киев. Они даже не подозревают, что страшное еще впереди, и произойдет оно не с абстрактными для них людьми из столицы, а именно с ними. Война уже не за горами, и что она, возможно, во многом будет даже страшнее той, которую они пережили. 1 марта 2014 года эта война уже была где-то рядом — на площади. Она крепла под беспечное скандирование: «Россия! Россия!».
По улицам пошли колонны молодых людей с российскими флагами. «Русские — вперед», — кричали эти люди. «Мы отстоим наш язык», — говорил им ведущий со сцены на площади. Говорил неуверенно — еще сам не понимал, что можно отпустить фантазию и заявлять любые абсурдные вещи.
Городские власти еще не могли определиться, где и как им следует быть, но тенденция уже была видна. Тогдашний секретарь городского совета Сергей Богачев с первых же секунд своего выступления на митинге 1 марта призвал почтить минутой молчания память… нет, не тех, кто был расстрелян на Майдане. А «ребят, которые выполняли свой долг, защищали страну». Его вначали не поняли — подумали, что он тоже говорит о Небесной сотне. Но нет. Скомкав свои рассуждения, чтобы не нервировать толпу, Богачев крикнул: «За „Беркут“». Это была первая минута раскола. Еще мало кто это понял, но именно этот момент показал — спасать Донецк никто не собирается.
Уже после этого со сцены полились страшилки в виде рассказов о том, как 8 лет в Украине готовили «боевиков» — националистов. «Командир ополчения» Павел Губарев спешно знакомился с речью, которую должен произнести в микрофон. За его спиной маячил бывший секретарь горсовета Николай Левченко. «Я поставил ультиматум Донецкому городскому совету», — хрипло излагал Губарев.
Он рассказал Донецку: в Киеве произошел «государственный переворот», Верховная Рада «не является законным органом власти», все ее решения от 22 февраля — незаконны. «Ура!» — кричали слушатели. Пояснения им были не нужны. «Назначить» Губарева «народным губернатором» они согласились на месте.
И, конечно, 1 марта был днем, когда можно было увидеть дальнейшее развитие событий. Именно тогда впервые прозвучала «инициатива» о проведении «референдума» по вопросу «будущего статуса Донбасса». Площади Ленина предложили решать, останется ли Донетчина частью Украины, «или она станет частью Российской Федерации». Второй пункт был встречен радостным криком.
Еще больше радости встретило предложение открыть в Донецке консульство России «для выдачи всем желающим донецким людям российских паспортов». Это было встречено просто взрывом эмоций.
Этот взрыв утонул в последующих пяти годах. Когда и «референдум» провели, и судьбу Донбасса частично решили. Но мнения тех, кто вышел на площадь Ленина в Донецке 1 марта, по сути, так никто и не спросил. Их радостные крики были просто частью паззла, который оккупант даже не собирал. Он привез его уже готовым.
***
1 марта произошло еще одно событие, которое осталось совершенно незамеченным практически никем. Оно случайно попало на видео.
Площадь перед зданием Донецкого областного совета. С флагштока снимают флаг Украины, и на нем уже висит российский флаг. На это смотрит многочисленный митинг. Два одиноких голоса из восторженной толпы: «Зачем снимать украинский флаг? Рядом! (Вешайте) рядом с российским!».
Эти неуверенные голоса утонули в криках толпы. Но они все же звучали. На фоне предательского «Рос-си-я» звучали голоса, которые не хотели расставаться с Украиной даже ценой сдачи ее части оккупанту. Но эти голоса…
в тот день, когда казалось, что еще все можно исправить…
в тот день, когда казалось, что это еще может оказаться сном…
в тот день, когда казалось, что оккупант не посмеет…
уже тогда
никому не были нужны.
Фото и видео автора.