name
Марина Курапцева
17.12.2015
746

«Страшные сказки» о переселенцах: как создать и развенчать фейк

В прошлом году, когда в Украину пришла война, начавшись с аннексии Крыма, на не оккупированные просторы страны хлынул поток перепуганных, спасающихся от гонений и смерти людей. Около двух миллионов внутренне перемещенных лиц (Крым) и вынужденно перемещенных (Донбасс и Луганщина) вот уже полтора года пытаются найти свое место в громадах, куда привела их судьба. Процесс интеграции проходит крайне тяжело и болезненно, и не последнюю роль в этом играет стигматизация переселенцев, которым приходится начинать жизнь с нуля.

С 11 по 13 декабря в Краматорске журналисты говорили об инструментах, использующихся для стигматизации ВПЛ. Речь об этом шла в ходе тренинга для журналистов и блогеров под названием «В гостях у сказки-3: информация из соцсетей под микроскопом, или почему факт-чекинг стал признаком профессиональной состоятельности». Злободневное мероприятие было организовано Донецкой общественной организацией «Альянс» при поддержке Генерального консульства Федеративной Республики Германия в г. Донецк (в настоящее время базируется в г. Днепропетровск).

Создание фейка: миф прорастает в реальность

Цель одного из заданий, предложенных тренером, — создать и развенчать фейк о переселенцах. Придумать свежий миф журналистам оказалось не так просто — легенды о ВПЛ разработаны целой плеядой «фейкометов» в широчайшем спектре.

Одной из групп, в которых работали журналисты, было решено создать так называемый «медицинский» фейк. Общество достаточно сильно пугает опасность распространения болезней, а уж если «источник заразы» находится в непосредственной близости, развитие событий несложно предсказать. Прежде чем разработать фейк, способствующий стигматизации ВПЛ как потенциально опасной, асоциальной группы, следует определиться, на какую целевую аудиторию он рассчитан. Мы поговорим о мифе, запущенном среди местного населения одного из районов столицы Украины.

Итак, вот фейк, который готов к «запуску в массы». В данном случае это открытое письмо от неких общественных активистов, обеспокоенных тем, что санатории и профилактории курортного района Киева переполнены переселенцами с Востока Украины, несущими угрозу эпидемии туберкулеза.

Переселенцы с Востока Украины — потенциальная угроза распространения заболеваний

Столицу заполонили переселенцы с Востока страны, больницы города переполнены. Вопрос: из какого бюджета должны лечить «пришельцев»? и почему киевляне должны терпеть неудобства, отдавая драгоценные лекарства? Пуща-Водица — курортный район Киева, в настоящее время здесь живут более трех сотен ВПЛ. Санатории «Супутник», «Джерело», профилакторий «Киев» можно считать погибшими для киевлян.

Больницы в Пуще-Водице нет. А единственный терапевт в госпитале для ветеранов войны и медики городской детской туберкулезной больницы не в силах справиться с таким количеством незапланированных пациентов. Что уж говорить о школе № 107 и местном детском саде? Кто и когда проверял местный «донецкий бомонд» на опасные заболевания, которые они привезли с собой? Даже страшно представить, что творится в местах компактного поселения «понаехавших»!

Туберкулез, бытовой сифилис, абсолютно банальный педикулез — это еще «цветочки». Наркомания и сопутствующие заболевания, учитывая ВИЧ/СПИД, гепатиты В и С, — вот визитные карточки депрессивного промышленного региона. Кто убережет детей, которые отдыхают и лечатся в Пуще-Водице?! Взрослые сами в состоянии выбрать себе круг общения, но ведь существует угроза подхватить заразу в общественном транспорте, медицинских учреждениях, местах общественного пользования.

Хочется, чтобы власть хотя бы Оболонского района обратила внимание на проблемы нормальных людей.

Общественные активисты

Что мы видим перед собой, кроме обращения непонятных «общественных активистов» якобы к власти? В первую очередь, это достаточно мощное воздействие, эмоциональная составляющая в подобных случаях становится определяющим фактором для родителей, которые стремятся уберечь своих чад от пагубного воздействия.

Гарантированно можно утверждать, что мало кто обратит внимание на отсутствие подписей реальных людей, обращения к конкретному чиновнику и отсутствие хотя бы одного-двух фактов, подтверждающих сказанное «активистами». Мы имеем дело с профессионально подготовленным фейком, рассчитанным на определенную группу населения, и командой, точно просчитавшей реакцию этой группы.

Фейк идет в народ: схема вброса

Чтобы запустить фейк в народные массы, его размещают там, где он сразу привлечет внимание:

  • Социальные сети: сообщества и паблики района и школы ВКонтакте и Одноклассниках, в которых общается местное население, и, в первую очередь, родители.
  • Городские сайты: фейк запускается в таких рубриках, как «Голос народа», «Здоровье», «Общество».
  • Расклейка листовок (до 20 штук) с подготовленным текстом в общественных местах: около магазинов, школы, детского сада, госпиталя для ветеранов войны, воинов-«афганцев», для ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на конечной остановке трамвая (кольцевая), возле пансионатов, в которых живут переселенцы, детских санаториев.

Фейк уже запущен, он работает. Поднимается волна возмущения в Интернете: социальные сети пестрят гневными сообщениями. Общественность также не остается в стороне: местные жители собирают пикеты с требованием освободить от ВПЛ район. Самое грозное оружие против переселенцев в этой ситуации — возмущенные родители, которые вполне способны «перекрыть» своей активностью все упомянуты группы. Логичное развитие неприятной ситуации — стычки между местным населением и «пришельцами», случаи избиения детей сверстниками (на спортивных площадках, в школе, детском саду, общественных местах).

Как следствие — поднятый шум привлекает внимание центральных телеканалов, которые с удовольствием растиражируют проблему. А далее пойдет цепная реакция, ведь подключатся телезрители, которые ранее знать не знали о такой страшной «угрозе». Почему? Потому что ее на самом деле нет.

Борьба с фейком: что делать?

Самая кропотливая часть работы по развенчиванию такого «меткого» фейка — сбор и систематизация фактического материала, что поможет опровергнуть заявления «активистов», с коих все началось. Вот шаги, которые стоит предпринять журналисту в данной ситуации.

Пообщаться с местной властью, сотрудниками медицинских и учебных учреждений, охватив всю структуру. Обратиться в районный отдел здравоохранения Оболонского района, городской отдел здравоохранения, городскую и районную СЭС, госпитали и профилактории, школу и детский сад (медицинские кабинеты). Начать нужно с вопроса о том, каково мнение о ВПЛ, зарегистрированных в районе — доставляют ли переселенцы такие проблемы, о которых говорится в заявлении «активистов»? Следует запросить официальные статистические данные о том, какой была динамика заболеваемости в данном районе до появления в нем ВПЛ — и после. Также необходимо выяснить, сколько из зарегистрировавшихся в районе переселенцев взяты на медицинский учет, и диагностированы ли у них действительно опасные заболевания.

Поработать непосредственно с переселенцами. Следует задать вопрос о том, что думают сами ВПЛ о происходящем? Также необходимо выяснить, какие медицинские документы имеют при себе переселенцы, с учетом того, что им пришлось покидать постоянное место жительства в условиях военного конфликта; узнать, какие заболевания у них были диагностированы дома и после переезда; оказали ли помощь ВПЛ местные медицинские работники и власть в данном контексте.

Узнать мнение местного населения о переселенцах. Журналисты должны провести опрос среди жителей района, проводить его следует в общественных местах, которые перечислены выше.

Развенчиваем фейк: луч света в темном царстве

Свет в таких случаях нужно проливать на истинное положение вещей максимально оперативно, пока фейк не пустил прочные корни в общественном сознании. Используя наработанный фактический материал, необходимо воспользоваться простыми и действенными инструментами, которые помогут развенчать миф о ВПЛ.

  • Опубликовать в СМИ серию аналитических материалов, в которых будет освещаться тематика заболеваемости в регионах в указанный период — до переезда переселенцев, а также после.
  • Распространить правдивую информацию, обратившись на радио.
  • Использовать периодические издания, которые выписывает местное население: «Киев вечерний» и «Крещатик».
  • Использовать городские сайты, разместив комментарии с опровержениями запущенного фейка.
  • Подключить интернет-издания.
  • В социальных сетях следует посетить группы, в которых распространялся фейк, и также опубликовать несколько месседжей с опровержениями.
  • В школе нужно инициировать проведение классных часов, в ходе которых будут сделаны необходимые разъяснения о переселенцах.
  • В детском саду необходимо проведение бесед с руководством, коллективом и родителями.

Очень важно в качестве партнеров, медиаторов привлечь общественные организации. И, конечно же, снять листовки с лживой информацией о переселенцах.

***

Ежедневно подобные фейки о вынужденно перемещенных лицах запускаются в огромном количестве. Данный пример раскрывает только несколько инструментов из огромного арсенала «фейкометов». Поэтому, если вам попадется информация, стигматизирующая переселенцев, задумайтесь: а соответствует ли она действительности?