Бывшая и.о. министра здравоохранения Уляна Супрун предложила новому руководству Минздраву остановить исправления реформы и ее аудиты, и «сосредоточиться на исправлении неудачной подготовки к ее началу». Об этом говорится в открытом письме Супрун к министру Максиму Степанову в Facebook.
По ее мнению, предложение Степанова увеличить зарплаты медиков на 50% «не решит проблему, а только создаст новые риски».
«Во-первых, причина, почему более 300 медучреждений получили меньше средств после начала реформы, никуда не исчезнет. Говоря медицинским языком, выплатив 11 миллиардов больницам, вы дадите им обезболивающее, но откажетесь лечить причину болезни… Во-вторых, проблема с этим „решением“ в том, что жизнь не заканчивается в этом году. Сделав выплату сейчас, придется делать ее также в следующем году». — считает Супрун.
При этом, чтобы обеспечивать финансирование больниц хотя бы на уровне этого года, бюджет нужно будет увеличить бюджет до 96 миллиардов.
«Уже летом вам придется подать в Министерство финансов Украины запрос на дополнительные 30−40 миллиардов гривен. К сожалению, у министра финансов не будет таких денег для вас. Падение украинской экономики из-за необходимости находиться на карантине можно будет сравнить с 2014 годом… Ваша борьба за бюджет 2021 будет очень непростой. Любые щедрые обещания для медиков могут закончиться разочарованием и для них, и для вас. Об этом министр финансов сообщит вам уже скоро, если еще этого не сделал», — считает она.
Бывшая руководительница Минздрава предложила Степанову другой план действий -остановить исправления реформы и ее аудиты, и сосредоточиться на исправлении неудачной подготовки до ее начала. Для этого Супрун предлагает создать целевую субсидию для местной власти на реорганизацию медицинских учреждений, которые оказались не готовыми к реформе.
«Эти средства нужно использовать только для тех 300+ заведений, которые понесли финансовые потери, потому что не были готовы к оплате реально предоставляемых ими услуг. В том числе, части заведений противотуберкулезной службы, психиатрических учреждений, однопрофильных больниц (кожно-венерологических, эндокринных, инфекционных), маломощных многопрофильных больниц и тому подобное», — заявила она.
Супрун настаивает, что субсидия должна быть краткосрочной (3−6 месяцев) и исключительно целевой — только на реорганизацию.
«В подавляющем большинстве случаев закрывать больницы не придется. Несмотря на „страшилки“, которые распространяются, большинство заведений будут объединены с более мощными многопрофильными больницами. Большинство персонала не будет сокращено, а переведено на работу в эти учреждения. Иногда этот перевод будет даже не физическим, а в документах — врач останется работать на своем рабочем месте», — считает Супрун.
Она допустила, что при объединении придется пойти на увольнение десятков главных врачей, от которых ожидает сопротивления.
«В основном это будут люди, виновные в запущенном состоянии этих 300+ больниц. Они организуют против вас серьезную борьбу, будут объявлять голодовку, писать письма президенту, пугать медиков массовыми увольнениями, а пациентов тем, что останутся без помощи. Ведь они считают свои больницы своей „вотчиной“, с которой имеют право собирать дань», — написала Супрун.
Также, по ее мнению, часть медиков не захочет переходить в другую больницу, а часть уйдет на пенсию. Им можно будет выделить разовую компенсацию за счет этой субсидии.
«Что произойдет в результате этих шагов? Уже к концу года большинство из 300 „проблемных“ заведений будут объединены с более мощными больницами под руководством более умелых и добросовестных главных врачей. Они смогут предоставлять экономически эффективный объем услуг будут получать ощутимо больший доход от Национальной службы здоровья Украины… Качество услуг в этих заведениях значительно возрастет. Большинство рабочих мест будет сохранено. У медиков в эффективных больницах будет постоянно (а не один раз) расти доход», — заключила она.