Противостояние российской агрессии имеет несколько составляющих, и одной из них является энергетическая независимость от ее ресурсов. Украине еще только предстоит ее добиться, но победа в этой сфере будет означать полное размежевание со «старшим братом». И пока наша страна ищет собственный путь в этом направлении, страны Восточной Европы готовы поделиться с ней уже имеющимися возможностями.
Одна из них — Литва. Государство, которое в свое время также пострадало от российской оккупации, но все же смогло найти свою стратегию преодоления глобальной энергетической зависимости. Сегодня Литовская Республика не только ищет (и находит) собственные ресурсы для обеспечения своих потребителей, но и внедряет на своих предприятиях технологии будущего, позволяющие оторваться от России сразу на несколько веков. Именно эти технологии может перенять Украина, когда ей доведется восстанавливать Донбасс после тотального разрушения. Впрочем, они будут актуальными для всей страны в целом.
Когда энергетика «умнеет»?
Изначально Литва находилась практически в том же положении, что и Украина. В наследие от СССР ей досталась острейшая энергетическая зависимость — долгое время весь газ, используемый Литвой, шел «по одной трубе», и труба эта вела из «Газпрома». Более того, литовцам довелось платить за газ одну из самых высоких цен в Европе.
Ситуацию нужно было менять, поэтому Литовская Республика долгое время работала на создание собственной стратегии энергетической независимости. «Без нее невозможна была независимость нашего государства. Невозможно быть государством политически независимым, но зависимым энергетически от какой-то третьей стороны», — вспомнил о событиях того времени заместитель министра энергетики Литвы Александрас Спруоглис.
По его словам, независимость от любых сторонних ресурсов сразу строилась с оглядкой на новейшие технологии и, по возможности, возвращение к природе. «Зеленая» энергетика, «умные» разработки, отсутствие устаревших подходов — то, что до сих пор характерно для Литвы, и ее эксперты рекомендуют на эти же аспекты обратить внимание и Украине.
Сегодня на Литву активно «работают» ветер, солнце и вода. Также используется биоресурс — лес, который покрывает значительную часть территории этой страны. На эти ресурсы страна обратила внимание прежде всего потому, что других не было. У Литовской Республики нет собственных запасов угля, газа и крайне мало нефти. Вплоть до 2009 года на территории страны работала атомная электростанция — Игналинская АЭС. Однако ее реактор был по своим показателям аналогом чернобыльского, и европейская Литва уже не могла позволить себе иметь угрозу такого масштаба. Реактор остановили, и это событие стало точкой отсчета для создания альтернативной системы обеспечения энергией.
Украине предлагается похожий путь. В полуразрушенном боевыми действиями Донбассе также имеются все перечисленные ресурсы, и их можно было бы использовать более или менее активно. Так, например, особая рекомендация от экспертов Литовской Республики: внимательнее ознакомиться с возможностями солнца. В самой Литве оно уже позволяет творить энергетические чудеса.
Солнце работает на всех
Сегодня в Литве работают технологии будущего, которые позволяют производить уникальные солнечные батареи. Их делает компания Global BOD Group, которая обратилась к этой сфере первой в стране. Сегодня модули от этого предприятия активно используются в общественных и жилых зданиях страны, их заказывают по всему миру, и главное — они обеспечивают превосходные показатели выработки энергии.
Солнечные панели могут быть разной величины, и при желании ими можно полностью покрыть крышу или отделать фасад. Один такой модуль способен производить около 2,6 тыс. кВт часов энергии ежегодно. Срок его службы — десятилетия: до 30 лет панель служит с постепенным падением КПД до 20%, а до 60 лет — с падением КПД на 50%. Стоит такая технология для конечного потребителя 100 евро за 1 кв. м. Но чем дороже электричество, производимое на конкретном объекте, тем быстрее окупаемость проекта.
В Европе такие батареи — находка. Согласно закону, недавно принятому в Евросоюзе, с 2017 года все общественные здания Европы должны иметь 70−80% регенерации электроэнергии: фактически здание должно производить энергию и тепло для самого себя. Это особенно актуально в общественных зданиях и бизнес-центрах, однако жилой сектор также охотно перенимает это новшество. «Если у вас есть дом с солнечными батареями, вы производите электричество. Если вы его не используете, вы отдаете его в сеть. Домашний счетчик крутится в минус, а вечером, когда вы приходите домой, он начинает крутиться в плюс. Таким образом, сеть используется, как аккумулятор», — рассказал механизм работы такой системы Генеральный директор компании Global BOD Group Видмантас Янулявичюс.
Его предприятие стало уникальным в Европе не только за счет актуального производства, но и за счет того, что завод первым показал, как можно использовать скрытые ресурсы природы. Здание Global BOD Group охлаждается и обогревается по особой технологии: для этих целей используются ресурсы подземной реки, и это новейшее слово в мировой энергетике. Здание стоит на скользящих подшипниках, и в его фундаменте есть 112 скважин 150 м глубиной. Получаемая с их помощью вода используется для работы установленной в производственных помещениях климатической техники, и именно она позволяет экологично охлаждать промышленное оборудование. Такого в Европе еще не делал никто. И благодаря этому поэтому завод был признан самым энергоэффективным зданием в Евросоюзе. Экономия электроэнергии в здании составляет 30%.
Природа поможет
Видмантас Янулявичюс уверен: Украине по силам и наладить свое производство солнечных батарей, и освоить технологии завтрашнего дня. Для первого страна имеет все, что требуется. «Исходные материалы для создания солнечных модулей — силициевые пластины — мы получаем именно из Украины. Это одна из основных комплектующих: 45% в стоимости модуля составляет именно украинский силиций», — говорит гендиректор предприятия.
Что же касается «умных» технологий, то стоит просто браться необычные проекты, которых еще никто не реализовывал, причем обращать внимание стоит и на прибыльные, и на неприбыльные идеи. В первых можно будет сразу закладывать возможность получения средств на последующее создание или развитие энергетической инфраструктуры Украины. Вторые же (они, вероятнее всего, будут касаться энергетической безопасности) придется финансировать из бюджета, но это будет стоить затраченных усилий.
Литве в реализации таких идей помогает ЕС. Например, один из последних проектов — газопровод «Литва — Польша» — обошелся в 300 млн евро, и Литовская Республика надеется получить от Евросоюза до 60% от этой суммы. Украине, конечно, пока далеко до таких возможностей, однако ее стремление стать частью Европы поможет решить и эту проблему. Но в любом случае литовские эксперты подчеркивают, что Украине важно просто начать модернизацию энергетической сферы, и многие сложности окажутся не такими уж непреодолимыми.
Если говорить о конкретных потребителях Литвы, то на их обеспечение теплом и энергией направлен прежде всего «лесной» биоресурс. В системе центрального отопления страны использование биотоплива постоянно увеличивается, и литовские власти намерены довести долю его использования в этой сфере до 60% (сейчас это 30%). В Донбассе же, по мнению экспертов, роль литовского леса мог бы сыграть ветер или все то же солнце. Главное — своевременно перевести всю систему работы в это русло, что позволит не только выгодно использовать местные ресурсы, но и создать новые рабочие места и решить экологические проблемы.
Ставка на биотопливо — это возможность быстро добиться огромного прорыва. Например, в Литве, согласно ее договоренности с Евросоюзом, использование биотоплива к 2020 году должно было составить 23%, однако страна добилась этого показателя уже сейчас. Она сделала ставку не только на лес, но и на ветер, гидроэнергетику и солнечную энергию. Результаты оказались ошеломительными, и успеха не нужно было ждать долго.
Вместе с Европой
Еще один шаг к энергетической независимости (и Литвы, и Украины) — создание предпосылок для сотрудничества с Россией, если таковое вообще понадобится, исключительно на рыночных условиях. В Литовской Республике, например, в конце прошлого года начал действовать терминал сжиженного природного газа, который был построен в этом регионе первым. В сфере подаче газа он обеспечил реальную независимость как для Литвы, так и для балтийских стран. «Теперь мы совершенно независимы от той единственной трубы, которая нам раньше поставляла газ. Это не значит, что мы не покупаем газ у „Газпрома“. Но сейчас мы покупаем его на рыночных условиях. У нас есть возможность выбирать, и, конечно, мы выбираем там, где дешевле», — рассказывает Александрас Спруоглис.
Он отметил, что Литовской Республике уже совершенно не важно, какой газ покупать — российский, норвежский или какой-либо еще. И Украине также стоит выбрать для себя такой путь. Выбирать нужно лишь с точки зрения качества продукта и его цены. «Мы видим Украину, как часть Европы, а быть Европой означает быть частью европейского энергетического рынка. То есть украинская инфраструктура должна быть направлена на то, чтобы соединять, а не разделять. И я надеюсь, что в будущем газ, который поступает через литовский терминал в Клайпеде, через наши газопроводы, достигнет и Украины», — подчеркнул вице-министр.
По его словам, сегодня Литва постепенно идет к полному выходу из системы зависимости от российского оператора. «Сейчас осуществляется проект так называемой синхронизации: Литва синхронизирует свои электрические системы с континентной европейской системой… В конце этого года также начинают действовать электрические мосты между Литвой и Скандинавией и между Литвой и Польшей», — отметил Александрас Спруоглис.
Инфраструктура превыше всего
Украине, по его мнению, этот путь тоже доступен, но в отдаленном будущем. Для такой синхронизации требуется хорошая инфраструктура, а страна ее не имеет даже на свободных территориях, не говоря уже об оккупированных, где отдельные районы уничтожены до основания. Именно поэтому литовские эксперты рекомендуют основной упор делать именно на инфраструктурные проекты. Для начала их можно развивать в регионах, не пострадавших от российской агрессии, а затем перенести этот опыт и на территории, которые будут восстанавливаться в будущем или уже восстанавливаются сейчас (прежде всего это север Донецкой области).
При этом, судя по литовскому опыту, развитие инфраструктуры — не такая уж и непосильная задача. Безусловно, сама Литовская Республика на эти цели получает европейскую помощь, однако эта помощь направлена только на создание чего-то нового, а на поддержание существующих объектов используются только местные ресурсы. Изыскать их довольно просто: Литва получает их из специальных отчислений от тарифов, установленных для потребителей, и всю тарифную систему придется пересмотреть в корне.
И, кстати, не стоит думать, что внедрение инновационных технологий обернется для Украины заоблачными тарифами на электричество и тепло. Это то, чего всегда боялись в Донбассе, и то, что не подтверждается на реальных примерах. Во времена своей полной зависимости от «Газпрома» Литва платила самую высокую цену за газ в Европейском союзе. Естественно, тарифы тоже были довольно высокими — в те годы платежи за отопление занимали примерно 80% в общем объеме коммунальных платежей. Однако с перестройкой энергетической системы, началом диверсификации источников энергии, модернизации жилых домов тарифы удалось пересмотреть. «За последние три года тариф на отопление для жителей сократился в среднем на 20%", — заявил Спруоглис.
Украину ждет такой же результат, но чтобы его достичь, придется полностью изменить подход к энергетике и использованию ресурсов, которые есть у страны. Энергетическая независимость начинается не с удачных проектов и отличного финансирования, а с понимания того, что пора жить по законам будущего. Они уже известны Литве, а она не против поделиться этими знаниями с партнерами, европейская дверь перед которыми до сих пор не закрыта.
*Статья создана по материалам пресс-тура в Литву для журналистов с Востока Украины, организованного при финансовой поддержке Программы развития сотрудничества и поддержки демократии МИД Литовской Республики.