Profile picture for user Анна Хрипункова
Анна Хрипункова
28.11.2015
895

Одушевление Донбасса

Если больно зажать зубами щеку, можно не заплакать. Это очень полезный навык для переселенца. Когда слышишь о доме, когда видишь людей, знакомых по той жизни, когда слушаешь их истории, — ты теперь знаешь, что делать. То есть ты знаешь, что делать, когда придешь в Театр переселенца, работающий в Киеве. Этот уникальный проект, появившийся весной 2015 года, уже успел стать и площадкой, на которую изливается вся боль людей, покинувших свои дома, и местом, где они впервые обретают поводы для оптимизма. И еще центром, объединяющим тех, кто просто соскучился по родным лицам.

Сегодня, 27 ноября, в Театре переселенца был представлен удивительный спектакль «Где Восток?», и это не единственная его постановка. Есть и другие работы — например, спектакли «Товар» и «Узбек», еще до своих премьер вызвавшие горячий интерес зрителей. Перечень работ постоянно пополняется, и их стоит увидеть и тем, кто был вынужден уехать от войны и ищет созвучия своим чувствам и мыслям, и тем, кто просто хочет понять переселенцев. И особенно тем, кто их совсем не понимает.

Возвращение к реальности

Уникальность проекта заключается в том, что зрителю предлагается документальный театр, чего в Украине еще не было. По сути, спектакли, представленные в Театре переселенца, — это монологи людей, которые «пережили Донбасс». Речь идет не только о самих внутренне перемещенных лицах, но и о волонтерах, участниках боевых действий, психологах, врачах. Всех, кто видел войну и вернулся с нее живым.

Все они просто разговаривают с зрителями. Разговаривают без изнурительных репетиций, сложной режиссуры и драматического нагнетания ситуации. Безусловно, герои постановок продумывают то, что они скажут, но изюминка их монологов в том, что они не «причесаны»: никто не говорит, как по написанному, в зале звучит живая речь со всеми присущими ей атрибутами. «Ваша цель — оставить текст со всеми его мыслями, со всеми неровностями, не улучшать его», — рассказывает о «методах» Театра переселенца один из его кураторов, автор проекта, украинский режиссер Наталья Ворожбит. По ее словам, именно документальный театр является лучшим инструментом, чтобы анализировать действительность.

Еще один автор проекта, немецкий режиссер Георг Жено и вовсе считает, что именно такие постановки и являются лучшей возможностью для встречи с реальностью. «Это парадокс, потому что обычно от театра ты ожидаешь нечто другое, чем реальность. „Мне хватает реальности и в жизни“, — так часто говорят. А я считаю, что-то, что нас окружает, уводит нас от реальности», — отметил режиссер. Он уверен: к реальности нужно возвращаться, просто слушая голоса тех, кого до сих пор общество слушать не желало. И окажется, что действительность Донбасса очень сильно отличается от того, что представлено в СМИ и пропаганде. Она может не совпадать с личными впечатлениями самого слушателя, но она дает возможность голосу прозвучать. И Театр переселенца — это место для таких голосов.

Лечение спектаклями

Один из этих голосов принадлежит режиссеру и актеру Алику Сардаряну, который создал спектакль «Товар». Он лично видел войну, поскольку работал врачом в зоне АТО. «Я решил рассказать все, что связано с тем, как умирают люди на войне… Я, по сути, просто рассказываю историю. Какие делать выводы, как ее воспринимать, это уже каждый решает сам», — говорит актер.

Его история пронзительна и спокойна одновременно. Она проста, ведь в ней нет никаких драматургических «штучек»: это просто голос, просто рассказ, просто воспоминания. Но именно оттого она кристально честна — настолько, что от столкновения с этой действительностью на время перехватывает дыхание.

Еще один спектакль под названием «Где Восток?» бьет под дых каждого, кто знает, что такое ключи от покинутого дома. Они есть у каждого переселенца, и каждый хранит их до сих пор, а герои и авторы постановки показывают зрителям собственные связки. И рассказывают о доме. О чувстве собственной ванны. О возвращении. О воспоминаниях. О Донецке. Этот спектакль — подарок для тех, кто знает, что такое «тремпель», «кочегарка» и «пайта». Этот спектакль — боль в чистом виде, и его не нужно слушать. Его придется переживать, что удастся не каждому.

Однако пережить стоит — по словам военного психолога Алексея Карачинского, истории, которые предлагает Театр переселенца — это своего рода сеанс психотерапии. Изначальной целью проекта была работа со страхами людей при помощи открытых разговоров. Это важно для рассказчиков, которые могут не держать в себе свои чувства, а проговорить их, и озвучить в присутствии людей, которые уж точно их поймут. Но также это важно и для тех, кто находится по ту сторону сцены: у них появляется шанс нащупать в себе источник боли, ту самую натянутую струну, которая есть у каждого переселенца, и которая должна зазвучать, чтобы в один прекрасный момент не лопнуть и не поранить своего обладателя.

Донбасс, говори…

Все спектакли, созданные авторами Театра переселенца, бесплатны. В данный момент зрителям предлагаются три работы (ближайшие показы — 29 ноября — спектакль «Товар» и 30 ноября — спектакль «Узбек»), но в будущем их будет больше. Уникальный проект намерен развиваться, объединяя всех, кто остался без дома и теперь только нащупывает свою новую жизнь.

В Украине, по разным подсчетам, уже есть 1,5 млн переселенцев. Эта цифра безлика, и авторы проекта решили проявить ее душу: рассказывая истории людей Донбасса, они пытаются превратить статистику в жизнь. У них получается — это говорят зрители, выходя из зала. «Они иногда говорят такие вещи, о которых ты вроде бы знал и помнил, но как-то сознательно увел это на второй план. Например, в одном из спектаклей герой говорит о „чувстве ванной“ — о том, что он мечтает полежать в привычной, любимой ванне своего родного дома, но в новых квартирах ему не попадается ничего похожего. Сплошь душевые кабины или грязные старые ванны, в которых так не отдохнешь. Это вроде бы такая мелочь. Но это знает каждый переселенец — острейшее чувство утраты вроде бы самых обычных вещей, которые во многом и были нашей жизнью», — делится одна из посетительниц театра, которая полтора года назад покинула Донецк.

Впрочем, приходят в театр и не-переселенцы. Люди, которые не пережили тягот войны, слушают истории о ней, чтобы лучше понять украинцев, вынесших этот тяжелейший этап своей жизни и не сломавшихся. Иногда их слова вызывают неприятие и даже обиду, но чаще — глубокое сочувствие. «Во Львове была женщина, которая приходила на наши спектакли. После них она приняла решение поехать работать в лагерь для детей-переселенцев», — рассказывают авторы проекта.

В Театре переселенца звучат не только голоса людей, которые жили на Донетчине и теперь привезли ее с собой в свои новые города. В нем можно услышать еще и исконный донецкий фольклор, песни Донбасса, собранные фольклорным ансамблем «Дивина» — он выступал в Донецке, а затем вновь собрался в Киеве, объединив всех переехавших туда участников. Ценность работы ансамбля огромна — он успел собрать многие песни еще до того, как населенные пункты, в которых они звучали, были стерты с лица земли войной. И вот самих сел уже может не быть, а их голоса и традиции не забыты.

И, конечно, в постановках звучит не только боль. Как говорят некоторые актеры, они только вначале, при подготовке к будущим постановкам, думали, что будут очень сильно плакать. Но когда дошло до самих спектаклей, выяснилось, что получается вовсе не трагедия. Даже в самых трагических историях находится место для оптимизма.

Именно поэтому сдерживать слезы зрителю придется разве только в ходе самого спектакля. Когда он закончится, откроется совсем иное чувство. Да, в историях переселенцев немало драмы и горя, но они же пробуждают главное: осознание того, что даже в слезах, даже в тоске по родным местам все равно есть место для жизни. Жить стоит, и рано или поздно осознать это получится и у тех, кто говорит со сцены, и у тех, кто слушает.

Это получается. Уже получается.

Фотография Елены Галай.

Найти информацию о Театре переселенца и о предстоящих спектаклях и новых проектах можно здесь.