Дальнейшие отношения с Россией должны основываться на стратегии сдерживания. Об этом 28 сентября заявили эксперты в УКМЦ на презентации исследования Института мировой политики «Аудит внешней политики: Украина-Россия» и последующей дискуссии.
«В исследовании Института мировой политики отмечается, что основной причиной нынешней ситуации стала изначальная претензия России на региональное лидерство и восприятие Украины как неотъемлемого сателлита. Соответственно, попытки Украины выбрать собственный вектор развития всегда встречали жесткую реакцию, рассказала Олеся Яхно, эксперт Института мировой политики», — говорится в сообщении.
По словам эксперта, «первые предвестники событий 2014 появились еще в 2008 году, во время российско-грузинской войны, и вынырнули на поверхность после начала революции Достоинства. Этому предшествовал перелом в политической стратегии самой России — события Болотной площади и поворот от западного вектора к „холодной войне“ с началом третьего президентского срока Владимира Путина».
Векторы развития Украины и РФ стали взаимоисключающими. По мнению экспертов, сейчас для Украины важно «тщательно анализировать процессы, происходящие в России, и пытаться прогнозировать ее поведение, в том числе, в долгосрочной перспективе, и влияние этой ситуации на Украину», а также продумать, «как должны выглядеть отношения с Российской Федерацией после завершения кризиса».
«Мы должны для себя сформулировать перечень требований, которым Россия является для нас приемлемой как сосед, так как этот сосед никуда не исчезнет — видение на опережение, потому что когда речь пойдет о мире, все эти вопросы будут озвучиваться», — отметила Яхно.
По мнению авторов исследования, основными требованиями должны быть отказ РФ от имперских амбиций и претензий на региональное или глобальное доминирование; соблюдение договорной базы и отказ от спекуляции на темах языка и культуры как повода для дестабилизации и шантажа.
«Ключевым должно быть системное сдерживание страны-агрессора, потому что это единственный способ заставить его уважать нормы международного права», — заявил Владимир Огрызко, руководитель Центра исследования России, министр иностранных дел Украины в 2007 — 2009 годах, добавив, что Украине следует «разорвать дипломатические отношения со страной-агрессором, ввести визовый режим и наконец оставить то, что называется СНГ», и не надеяться на то, что в ближайшее время политическая линия РФ изменится.
«Это мнение необходимо доносить и до западных партнеров. Политика Украины должна быть не рефлексиями на действия соседа, а собственной политической игрой — реализацией стратегии сдерживания РФ, параллельно с усилением обороноспособности», — считает эксперт.
По мнению Константина Грищенко, главы МИД Украины в 2010 — 2012 годах, «придется выбирать более осторожную стратегию».
«На сегодняшний день главная задача — нахождение такой формулы прекращения военного конфликта, которое бы соответствовало нашим долгосрочным интересам, и которое невозможно достичь без участия России. Сложно предложить формулу, которая бы устроила всех, (…) но мы должны понимать, что очень важно закрыть вопрос, который представляет наибольшую угрозу экономической стабильности и прогресса Украины, чтобы дальше двигаться по пути реформ и построения демократического общества «, — сообщил Грищенко.
Владимир Федорин, соучредитель Bendukidze Free Market Center, также отметил, что «главное, что может сделать Украина для построения стабильных долгосрочных отношений с Россией — построить сильное государство».
«Украина вполне может стать лидером западного мира в сфере консолидации аналитической работы по изучению процессов в России. Для этого нужно только правильное корпоративное управление проектами и институтами, чтобы в западных союзников было понимание, что Украина действует не в собственных узких интересах, а готова выдавать качественную аналитику», — отметил Федорин.
Эксперты согласились, что Украине «необходимо занимать более решительную, проактивную позицию на международном уровне — для того, чтобы обеспечить поддержку мирового сообщества и продление санкций. Это особенно важно, учитывая усиление в Европе пророссийских настроений».
«По поводу перспектив Минских договоренностей мнения разошлись», — говорится в тексте. По мнению Огрызко, «надеяться на политическое урегулирование ситуации в рамках минского или нормандского формата нет смысла». Грищенко считает, что «минский формат все еще может помочь прекратить военные действия и перевести диалог по выполнению соглашений в практическую плоскость».
Яхно отметила, что «минский формат уже позволил локализовать так называемую „Новороссию“, а сегодня по крайней мере обеспечивает площадку для обсуждения. По ее мнению».